Вестник Кавказа

На вопросы читателей отвечает главный редактор "Вестника Кавказа"

Вадим (Москва): Как вы восприняли теракты в московском метро? Какой урок из этих событий должны извлечь власти?

Алексей Власов: Лично у меня сложилось впечатление, что взрывы в московском метро - попытка расшатать ситуацию в России за счет психологического давления, чувства нестабильности, которое нам всем было присуще еще 5 лет назад. Вспомните, последний крупный теракт в метро был на станции "Павелецкая" в 2004 году. За прошедшее с тех пор время людям вернулось чувство стабильности и безопасности. Считаю, что два взрыва подряд с интервалом в полчаса, а затем взрывы в Кизляре - попытка направленно дестабилизировать ситуацию. Я не считаю себя любителем критиковать действия российских спецслужб, просто потому, что это удобный повод списать все ошибки властей всех уровней, "заговорить" проблему контроля в метро и так далее. Есть хорошая поговорка - русский человек задним умом крепок. Так и здесь, вдруг начальники всех уровней проснулись и прозрели. Но людей-то не вернешь. Что касается предупреждения терактов, то часть этих мер была уже озвучена. Речь идет об ужесточении законодательства по отношению к пособникам террористов и о специальных мерах безопасности на транспорте. Но пока на Кавказе тлеет пороховая бочка, никакой смертной казнью проблему не решить. К проблеме нужно подходить системно. Чтобы разорвать цепочку действий террористов против мирных жителей - необходимо пристальней посмотреть на ситуацию на Северном Кавказе. Ведь там помимо угрозы со стороны отморозков и боевиков-террористов, которых, как предложил наш премьер, нужно поднимать со дня канализации, существует еще и целый комплекс нерешенных социальных и экономических проблем. Поэтому наряду с выявлением и наказанием тех, кто организовал эти теракты - был ли это один человек или была это группа лиц, действующая скоординировано, необходимо все-таки приступить к реальному, а не виртуальному решению проблем Северного Кавказа, которые далеко не сводятся только лишь к террористической угрозе, исходящей оттуда.

Игорь Николаевич (Москва): Что в этой ситуации может сделать Хлопонин, изменится ли его роль с учетом трагических событий в Москве?

Алексей Власов: Совершенно очевидно, что представитель президента на Северном Кавказе имеет полномочия заметно меньшие, чем царские наместники, предположим, эпохи Кавказской войны средины XIX века. Необходимо соотносить свои действия с главами республик Северного Кавказа. Необходимо будет соизмерять действия также с интересами министерств и ведомств. Не скатиться, с одной стороны, в грубое администрирование (которое на Северном Кавказе не даст желаемого результата), а с другой - не стать "хромой уткой" местной политики. Найти компромисс интересов глав Чечни, Ингушетии, Дагестана, которые не во всем и не всегда совпадают. Чеченские госчиновники уже критикуют Хлопонина, наверно, пробуют на прочность. Но ведь задачи полпреда это не только и не столько силовые формы борьбы за "мир и стабильность". Его главный инструмент - грамотное администрирование, распределение ресурсов, ликвидация безработицы. За столь короткий срок такие задачи не решаются. Но, допускаю, что сейчас Хлопонина начнут торопить - мол, давай скорее результат. Основной упор в новой кавказской политике должен быть сделан именно на экономические, социальные, финансовые, гуманитарные и культурные инструменты. Основная задача федеральных властей на Кавказе - поднять регион до такого уровня развития, который был бы сопоставим с уровнем развития центральных регионов России. И самое главное - от решения этой задачи зависит развитие России в целом. Наше спокойствие и безопасность.

21080 просмотров