Вестник Кавказа

Москва может приобрести стратегического партнера на Кавказе, не теряя там давнего союзника

Эльмира Таривердиева, Баку
Ситуация на Южном Кавказе стала стремительно меняться после пятидневной войны в Грузии, которая послужила катализатором для многих процессов находящихся в состояние покоя. События в Грузии привели к патовой ситуации, когда три наиболее протяженные границы региона - между Арменией и Турцией, Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией - оказались блокированы. Ситуация требовала разрешения, и за год с небольшим произошло сразу несколько значимых событий, в корне меняющих геополитический расклад на Южном Кавказе: налаживание отношений между Арменией и Турцией, активизация переговоров по Нагорному Карабаху, новые энергетические проекты.

Одним из наиболее важных результатов подвижек может стать то, что Россия, сумеет вернуть себе статус одного из ключевых региональных игроков. Последние десятилетия она уступала свои позиции на Южном Кавказе и только после августа 2008 года впервые после «холодной войны» серьезно заявила о себе, как о силе, с которой необходимо считаться. В первую очередь Россия активизировала отношения с Турцией, поддержав проект Анкары "Платформа стабильности и сотрудничества на Южном Кавказе". Более того, Москва поддержала и подписание протоколов о нормализации отношений, прерванных в 1992, между Ереваном и Анкарой.

Казалось бы, зачем Москве поддерживать Анкару, которая, с учетом всех новшеств, может бросить вызов российскому влиянию на Кавказе? Однако, заглядывая вперед, становится понятно, что сотрудничество России с Турцией, которая с 2005 года безрезультатно стоит в очереди в Евросоюз, сулит выгоды не только этим двум странам. У Турции множество проблем в отношениях с Арменией, которая остается союзником и партнером Москвы на Кавказе. В то же время, Россия имеет интересы в Азербайджане. Причем речь не идет о том, что Россия заменит Азербайджану столь близкую Турцию, или Ереван вдруг переметнется к Анкаре. В азербайджанском обществе до сих пор считают верной формулу "один народ - два государства", хотя официальный Баку был раздосадован шагом Турции к нормализации армяно-турецких отношений.

Теперь нормализация армяно-турецких отношений может вызвать некоторое охлаждение между Азербайджаном и Турцией, и Россия вправе воспользоваться ситуацией для того, чтобы улучшить свои отношения с Баку. Однако пока Анкара не торопится провести протоколы в парламенте, добиваясь от Еревана существенных подвижек в процессе нaгорно-карабахского урегулирования. Добьется ли она поставленной задачи, вынудив Армению освободить оккупированные территории, покажет время. То время, которое есть у Москвы для укрепления отношений с Азербайджаном.

Нужно признать, что урегулирование самого старого замороженного конфликта на Кавказе – единственный путь к действительному изменению ситуации на Южном Кавказе. С другой стороны, хотя сейчас решение этой проблемы входит в сферу интересов США и Европы, повлиять на него в большей степени могут все же Москва и Анкара. Россия, участвовавшая в августовском конфликте на территории Грузии, должна вернуть себе имидж миротворца. Сейчас время доказать это - помочь двум странам Южного Кавказа решить территориальный спор мирным путем. Россия имеет для этого все возможности как сопредседатель Минской группы ОБСЕ и страна, поддерживающая дружеские отношения с обеими сторонами конфликта.

В ноябре 2008 года в Москве, во дворце «Майн Дорф» Ильхам Алиев, Серж Саргсян и Дмитрий Медведев приняли по итогам трехсторонней встречи декларацию, ставшую первым совместным документом двух стран. Помощь в решении нагорно-карабахского конфликта с учетом территориальной целостности Азербайджана – верный способ добиться тесных партнерских отношений с Баку, которые сейчас необходимы Кремлю, в первую очередь в энергетической сфере. Очевидно, что Азербайджан нужен России, как, пожалуй, самая стратегически важная страна на Южном Кавказе, геополитический центр региона и как территория, богатая энергоресурсами.

"Газпром" уже заявил, что собирается покупать у Баку газ по цене в три раза большей, чем 120 дол. за тыс. кубов, по которой азербайджанский природный газ поставлялся в Турцию. Азербайджан подписал контракт на поставку России как минимум 500 млн кубв газа в год. При этом верхняя планка поставок не ограничена, и их объемы будут увеличиваться по мере роста добычи газа в Азербайджане.

Словом, Россия может приобрести стратегического партнера в регионе, не теряя там давнего союзника. Армения никогда не станет доверять Турции настолько, насколько доверяет Москве. Над двусторонними отношениями Анкары и Еревана всегда будет довлеть исторический дух - многовековое нахождение Западной Армении в составе Османской империи, "геноцид" 1915 года, армянская революционная и террористическая активность в Турции.
28505 просмотров