Вестник Кавказа

Кельбаджар и Лачин

Эльмира Таривердиева, Баку
На встрече в рамках в заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Алма-Ате 17 июля главы МИД Азербайджана и Армении обсудят вопрос об освобождении оккупированных Кельбаджарского и Лачинского районов Азербайджана. Баку согласен на предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ о возвращении этих районов в течение пяти лет. По словам азербайджанского министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, обсуждение деоккупации этих двух районов - очень важный этап мирного урегулирования, поскольку «вопрос о выводе армянских войск из остальных пяти районов уже решен и больше не обсуждается».

Правда, от армянских официальных лиц ничего про договоренность о пяти районах слышно не было. Власти Армении вообще предпочитают не комментировать переговоры, видимо, опасаясь обвинений в "сдаче национальных интересов" со стороны оппозиции, общества, де-факто властей НКР, и самое главное, мирового армянского лобби, для которого вопрос Нагорного Карабаха приоритетный.

Тем не менее заявление Мамедъярова о возвращении Кельбаджарского и Лачинского районов прокомментировал замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. "Пока Азербайджан не признал статуса Карабаха, в соответствии с волеизъявлением народа НК, и не выразил готовности вывести свои войска из оккупированных им территорий НКР, речи не может быть о выводе карабахских войск из какого-либо района", - сказал он в интервью армянскому агентству Tert.am. В Баку этот комментарий вызвал несколько вопросов. Во-первых, здесь не поняли, что имеет в виду Кочарян, говоря об оккупированных азербайджанскими войсками территорий НКР - в Нагорном Карабахе, азербайджанских военных нет, но если бы и были, нахождение войск на собственных территориях не должно вызывать вопросов. Во-вторых, азербайджанской стороне показалось странным, что это заявление прозвучало из уст представителя властей Армении, которые еще недавно приветствовали заявление трех президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сделанное на саммите большой восьмерки в Канаде. В том заявлении, против которого официальный Ереван, судя по высказываниям оттуда, ничего не имел, четко изложен план действий, по которому окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен только после деоккупации всех азербайджанских территорий и возвращения в регион азербайджанских беженцев.

Что касается непосредственно освобождения семи азербайджанских районов, то тут противоречий возникать не должно. План, предложенный посредниками, заключается в том, что пять районов освобождаются немедленно, а два района - Кельбаджарский и Лачинский - спустя определенный период. В предложениях даже предусмотрен срок для вывода армянских войск из этого района – пять лет. Кельбаджарский и Лачинский районы расположены между Нагорным Карабахом и Арменией, поэтому Баку согласен оставить Армении свободное сообщение с населенным армянами азербайджанским регионом. Более того, чтобы обезопасить как нынешних жителей Нагорного Карабаха, так и тех беженцев, которые вернутся туда после урегулирования, Азербайджан согласен на предложение о расположении на административной границе региона миротворческих сил. И главное, Азербайджан согласился в рамках Мадридских принципов предоставить Нагорному Карабаху временный статус под международные гарантии. Словом, предложения посредников учитывают интересы обеих сторон, и Азербайджан готов принять их уже сегодня.

Казалось бы, дело за малым - утрясти оставшиеся детали договоренностей и подписать мирное соглашение. Однако, судя по всему, такой сценарий развития событий Армению не устраивает. Ереван до сих пор не отреагировал на обновленный вариант Мадридских принципов, основные положения которых были еще раз озвучены в заявлении президентов.

Скорее всего, переговоры между сторонами об оккупированных территориях не приведут к результату и на сей раз. Армения сделает все, чтобы отыграть процесс назад. Президенту Саргсяну сложно противостоять давлению мировой армянской диаспоры и внутренним силам, которые устраивают массовые митинги протеста против любого намека на улучшение отношений Армении со своими соседями - Турцией и Азербайджаном. Разгневать армянскую диаспору для президента Саргсяна – политическое самоубийство. Этим и объясняется неконструктивная позиция Еревана в переговорах по Нагорному Карабаху и провал армяно-турецкого процесса. И надеяться на то, что Ереван сядет за стол переговоров с конкретными предложениями и готовностью к компромиссу, пока нет оснований.
36860 просмотров