Вестник Кавказа

КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ БЛИЗОК К РАЗРЕШЕНИЮ

Тигран Манасян
Кавказ испокон веков был зоной нестабильной и взрывоопасной. За постсоветский период в регионе накопилось сразу четыре межэтнических конфликта, приведших к кровопролитию. Во времена российской империи эти конфликты также имели место, однако был совершенно иной размах - мелкие стачки, в основном подогреваемые «сверху». В советскую эпоху велась относительно корректная национальная политика, ведь суть доктрины ВКП(б) заключалась в сохранении мира между народами и создании условий, при которых этносы могли бы спокойно сосуществовать. Советский Союз добился этого симбиоза, но слабое звено заключалось в том, что он был рассчитан на вечный расцвет государства, и в тяжелые экономические и политические времена система и ее постулаты рухнули как «карточный домик».

Этому есть несколько логичных объяснений. На протяжении тысячелетий на крошечной территории Кавказа проживало и проживает несколько десятков народностей и этносов. Кроме того, население делится по конфессиональному принципу, что также во времена экономических трудностей может привести к обострению межнационального общения. Если сюда же добавить исторические не всегда радостные для определенных кавказских народов события, то картина еще более разукрасится.

Вышеперечисленное стало динамитом, который взорвался в конце 1980-х, когда экономические (а как следствие) и политические кризисные явления дали о себе знать. Если взять в качестве примера нагорно-карабахский конфликт, то его разрешению мешают близорукость некоторых чиновников, а также неясная и переменчивая позиция крупнейших мировых держав, не желающих следовать по консенсусному пути.

Недавно в Праге прошла очередная встреча Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Этот саммит лидеров фактически воюющих стран стала многообещающей, ведь оба президента выглядели бодрыми и удовлетворенными. По крайней мере их заявления СМИ выглядели весьма конструктивными и внушающими определенные надежды, хотя опять же ничего конкретного сделано не было.

Президенты подписали документ, который по своей значимости не уступает Бишкекскому соглашению. Речь идет о московской декларации от 2 ноября 2008 года, закрепившей официально возможность только мирного разрешения всех конфликтных ситуаций, связанных с Нагорным Карабахом. Ни один из двух предыдущих глав армянского государства и не был близок к подобного рода действиям по разным причинам.

Ходили даже слухи, что президенты договорились об определенных позициях будущего статуса карабахских и прилегающих к нему территорий, но они не подкреплены фактами, поэтому всерьез воспринимать подобные заявления не стоит.

Вполне вероятно, что этот конфликт подойдет к своему логическому мирному завершению уже в ближайшие годы. Говорю об этом, принимая во внимание, глобальную региональную реконструкцию. На протяжении долгих лет сохранялась так называемая ось Анкара-Баку. Вскоре после августовских событий, мирового экономического кризиса и некоторых других факторов, начавшихся задолго до 2008 года, баланс сил в регионе кардинально изменился. Роль США снизилась, усилились позиции РФ и Турции, а также Ирана, которые в ближайшие годы будут вынуждены вместе взять на себя ответственность за стабильность и развитие Южного Кавказа.

Анкара хочет вступить в единую европейскую семью и не хочет осложнений с Западом. Турция уже дала понять, что определенные изменения ее внешняя политика претерпела. Во-первых, еще год назад казалось немыслимым посещение главой турецкого государства Армении. Однако это случилось 6 сентября 2008 года. Позже произошло еще несколько встреч турецких и армянских дипломатов, на которых стороны пришли к согласию по нормализации отношений и открытии границы в скором времени.

Что касается США, ЕС и России, то они единым фронтом выступают за нормализацию армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений. Принимая во внимание тяжелое экономическое положение, в котором оказалась также Турция, можно предположить, что сейчас для Анкары будет более логичным не лезть на рожон и постараться ускорить сближение с соседом.

Азербайджан также понимает всю изменчивость ситуации. Поэтому есть вероятность, что под давлением крупных держав в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, возможен сценарий относительно скорого выхода из кризисной ситуации мирным дипломатическим путем.

Стороны должны прийти к компромиссу - решению, которое будет принято вследствие определенных уступок с обеих сторон и удовлетворит и Армению, и Азербайджан, и саму НКР. Самым справедливым, на мой взгляд, будет создание независимого карабахского государства, со смешанным составом населения, как это было до 1980-х. Однако тогда Армении придется отойти на позиции советских времен, а Азербайджану - согласиться на передачу НКР двух стратегических точек (Лачинского коридора и города Шуша).

Азербайджанцы и армяне вполне способны мирно уживаться. Вспомним времена СССР, когда в Армянской ССР жило около полумиллиона азербайджанцев, а в Азербайджанской ССР - около миллиона армян. Не говоря о том, что в самом Карабахе жили и те, и другие, не зная каких-либо конфликтов на национальной почве. Если взять современность, то взглянем на ситуацию в Берлине, Амстердаме, Париже, Москве или любом другом городе, где проживают кавказские диаспоры. Ни в одном из них не наблюдалось и не наблюдается столкновений между азербайджанцами и армянами. К примеру, на рынках ежедневно работают тысячи армян и азербайджанцев, которые не только не конфликтуют, но даже сотрудничают во благо своих семей и близких.

Не вызывает никаких сомнений, что при условии создания независимого Карабахского государства и определенной пропагандистской линии в республику вернутся беженцы и вновь наладится нормальный добрососедский диалог между давними соседями азербайджанским и армянским народами.

29355 просмотров