Вестник Кавказа

Развитие электоральных процессов

Алексей Власов
Предстоящие в Азербайджане парламентские выборы - серьезный повод для того, чтобы отследить динамику изменений общественно-политических процессов в наших странах, выделить те новые риски и вызовы, перед которыми в начале XXI века оказались независимые государства на постсоветском пространстве.

В чем состоят эти вызовы, если отталкиваться от электорального опыта России и Азербайджана? Прежде всего, в активную политическую жизнь входит новое поколение избирателей, которое ментально формировалось в эпоху независимости, имеет совершенно иные взгляды и предпочтения, нежели старшее и среднее поколения, которые с личностной точки зрения впитали ценности общего советского прошлого. К новому избирателю, новой части электората, необходимо относиться чрезвычайно внимательно, системно отслеживать те внутренние процессы, которые происходят в рамках этой молодежной страты.

Примеры Молдавии и Киргизии показали, что «горючий материал», который представляет молодежная аудитория, это как глина, из которой можно вылепить произведение любой формы. И далеко не всегда этот материал оказывается в достойных руках. А потому, то внимание, которое в Азербайджане и России уделяется молодежной политике, показывает, что руководство наших стран прекрасно понимает глубину проблемы, необходимость, с одной стороны, вовлекать более активно молодежь в политику, а с другой стороны, передавать позитивный опыт старших поколений, воспитывая молодежь в духе патриотизма и государственничества. Следует помнить, что уже через 10-15 лет это будут именно те люди, которые определят лицо российско-азербайджанских отношений.

В наших взаимных интересах создавать между молодежью России и Азербайджана постоянные точки коммуникации, культурные, языковые, гуманитарные, с тем, чтобы формат стратегического партнерства, который установился между нашими странами, был бы воспроизведен в следующих поколениях, что, безусловно, в условиях глобальной конкуренции задача непростая.

Вторая тенденция, которую мы видим на примере последних электоральных циклов в странах СНГ - политика не только молодеет, она обретает все более очевидные формы гражданской самодеятельности. Процесс вовлечения граждан наших государств в политику идет теперь не только в формате стратегических инициатив со стороны власти, это, прежде всего, проявление различных форм общественной самостоятельности.

На примере Азербайджана мы видим, какую роль играет неправительственный сектор в обеспечении большей степени прозрачности и честности проводимой избирательной кампании. Участие представителей гражданского сектора в предвыборных процедурах – это и есть лучшее лекарство от чрезмерного администрирования, желания некоторых чиновников отодвинуть общество от контроля за электоральным процессом, мол, мы и сами все решим, а в случае необходимости вас привлечем. Теперь уже так не получится, потому что контроль над организацией электорального процесса, по большому счету, это и есть одна из тех площадок, на которой соединяются интересы государственной власти и гражданского общества.

Меняется облик политических партий. Если в 1990-е и даже в начале нулевых годов это были достаточно рыхлые движения, многие из которых создавались как партии-предприятия, нацеленные только на участие в текущих парламентских выборах. То теперь мы видим, что происходит их трансформация в реальную политическую силу с четко сформулированной идеологией, программными установками, самыми современными технологиями и инструментами политической борьбы. В центре этих перемен оказываются наиболее массовые и организованные политические силы. Я имею в виду «Единую Россию» и партию «Ени Азербайджан». В чем причина их политического успеха, массовой поддержки со стороны избирателей?

Прежде всего, это партии действия, которые не занимаются социальной или околополитической риторикой, рассчитывая на популистские лозунги, а выступают как влиятельные общественные силы, непосредственно участвующие в реализации стратегических программ развития. Еще несколько лет назад один мой казахстанский коллега иронично называл партии власти «пятым колесом в телеге исполнительной власти». Сейчас на российском и азербайджанском опыте мы видим, насколько глубоки те перемены, которые коснулись как внутреннего реформирования организации самой доминирующей партии, так и формата отношений между партиями власти и обществом.

Любая стратегическая программа, возьмем ли мы борьбу с коррупцией, региональную политику, деятельность общественных приемных, так или иначе дает возможность реализовать двухканальную модель отношений между партийными структурами и обществом. Поэтому поддержка, которую избиратели оказывают на парламентских выборах «Единой России» и «Ени Азербайджан», это, прежде всего, результат тех серьезных изменений, которые произошли в восприятии обществом роли и места партийных структур в решении наиболее важных насущных проблем, стоящих перед страной.

И, наконец, очень важно, что в электоральных кампаниях на всех уровнях, в России и Азербайджане мы наблюдаем сходные повестки дня. А именно, необходимость идеологического и институционального наполнения стратегии модернизации. Понятно, что само содержание этого термина может быть неоднозначным. В Москве и Баку в него могут вкладывать разные смыслы, в соответствии с национальной спецификой. Но первооснова близка – уже сейчас необходимо четко обозначить контуры будущего для наших стран в политической, экономической и социальной сферах. Превратимся ли мы в конкурентоспособные государства с высокими стандартами качества жизни, или же перспектива такова, что мы будем выполнять роль (которую нам отводят некоторые наши партнеры на Западе) «сырьевой бензоколонки»?

Очевидно, что ключ к успеху – это соединение трех базовых начал: эффективное государство, сильное гражданское общество, лидерский фактор. Три компонента успеха, безусловно, присутствуют в современных политических практиках России и Азербайджана. Следовательно, мы можем с оптимизмом смотреть в будущее, понимая при этом, что совершенствование наших политических систем – это непрерывный процесс, и соединение двух начал стабильности и модернизации – это тот путь, который нам еще предстоит пройти. И хочется верить, что с точки зрения партнерства, взаимодействия, обмена опытом Россия и Азербайджан будут двигаться по этому пути вместе.
22995 просмотров