Вестник Кавказа

Дислокация радара – элемент военного присутствия США в Грузии

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В военно-политической жизни Грузии произошло два важных события - визит американских сенаторов для обсуждения участия Тбилиси в американском проекте строительства глобальной системы ПРО, а также решение президента Саакашвили денонсировать российско-грузинское соглашение о транзите военных грузов в Армению. В интервью ВК их прокомментировал главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили.

- В Тбилиси побывали американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Кейлом, который недавно обратился к президенту и министру обороны США с предложением рассмотреть возможность установки противоракетных радаров в Грузии, поскольку, с его точки зрения, «Грузия занимает идеальное географическое положение». Кейл не отрицал, что тема глобальной ПРО обсуждалась в Тбилиси. Что бы это значило? 

- Речь изначально идет не о противоракетах типа «Стандарт», которые предполагается разместить на кораблях, а о радарах, то есть локаторах. Они должны быть как можно ближе к месту предполагаемого пуска, чтобы вовремя зафиксировать запуск ракеты. Мы понимаем, что в данный момент речь идет о возможном запуске баллистических ракет с территории Ирана. 
Что касается радаров, рассматривалось несколько вариантов. Во времена президентства Джорджа Буша планировали дислоцировать антиракеты в Польше, а радары – в Чехии. Затем произошла переигровка. Возможно под влиянием России. Решили разместить радар в Турции. Но Турки поставили жесткое условие: не передавать информацию, полученную с помощью РЛС, Израилю. Речь шла об информации, касающейся Ирана. Но это нелогично, поскольку главный смысл установки этого радара и состоит в том, чтобы собирать информацию об Иране, в том числе для защиты Израиля от возможного ракетного нападения. Не думаю, что Америка согласится на упомянутое условие. Именно после выдвижения Анкарой такого предусловия и появилась инициатива сенаторов об установке радара в Грузии. 
Трудно сказать, насколько это реально в нынешних условиях. Визит сенаторов и их предложение, само по себе важное событие, но его не стоит переоценивать - наши депутаты тоже много ездят по миру и много чего предлагают. Особенно оппозиционеры. А в Грузию приехали именно представители Республиканской партии, то есть оппозиции президента Обамы. Честно говоря, очень сомневаюсь, что с учетом неминуемо бурной реакции Москвы нынешняя администрация США решится на столь радикальный шаг.

- Насколько технически возможно успешное функционирование подобного радара в Грузии. Могут ли вообще локаторы с ее территории фиксировать ракетные пуски из Ирана?

- Технически вполне возможно и даже целесообразно. Если такой радар установить, например, в Кахетии на горе Цив-Гомбори, он сможет контролировать всю территорию Ирана и весь обширный регион вплоть до Индии. 

- Зачем американцам устанавливать новые радары, если есть огромная Габалинская станция, способная контролировать все южное направление? Ведь Баку и Москва неоднократно давали понять, что готовы рассмотреть такую возможность?

- Габалинская РЛС – стационарный объект. Она «смотрит» только в одну сторону и контролирует определенный сектор. А американцы хотят использовать в этих целях подвижные, мобильные радары. Именно о таких РЛС шла речь и в Чехии, и в Турции. Кроме того, Габалинская РЛС, какой бы она в свое время не была уникальной и «продвинутой», построена в 1980-х. Сейчас многое изменилось, в том числе технологии. Габалинская РЛС предназначалась для слежения не за Ираном, а за возможным пуском американских баллистических ракет с подводных лодок в Индийском океане. 
Но, повторяю - все это пока лишь гипотетические рассуждения. Очень сомневаюсь, что президент Обама пойдет на это и испортит отношения с российским руководством.

- Если рассуждать гипотетически, что даст Грузии установка на ее территории элементов американской системы ПРО?

- Большая часть территории Грузии так и останется «непокрытой», поскольку если радар, смотрящий на юг, установят на востоке страны, западная часть Грузии для него будет недосягаема. Этот локатор не имеет кругового вращения - он мобилен, но способен следить лишь за определенным, заранее заданным сектором. При этом российские военные обязательно нацелят на Грузию еще больше ракет из Южной Осетии и с Северного Кавказа.
С другой стороны, если американцы установят радары в Грузии, они будут обязаны и защищать их, в том числе от ракетного удара, защищая одновременно и грузинскую территорию. Дислокация радара – элемент военного присутствия США в Грузии, поскольку военный объект потребует охраны, обслуживающего персонала и так далее. 

- Парламент Грузии по предложению президента денонсировал соглашение 2006 года о транзите российских военных грузов в Армению. О чем именно шла речь в том соглашении?

- Соглашением предусматривалась возможность сухопутного и воздушного транзита военных грузов для снабжения российской военной базы в Армении. Документ требовал, чтобы Россия за три месяца информировала грузинскую сторону о количестве груза, методе транспортировки, количестве сопровождающих и давала гарантию, что груз не попадет в зоны конфликтов. 

- Какие пути доставки грузов на российскую военную базу в Армении остались после денонсации соглашения, которое, впрочем, реально и не действовало с августа 2008 года?

- Возможен маршрут через Иран, а также воздушный путь. Грузия не имеет возможности контролировать воздушные суда, которые перелетают через нашу территорию. Не сбивать же их! Об этом речи быть не может.
29200 просмотров