Вестник Кавказа

Холодная война новыми средствами

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В ходе каждого визита президента Грузии Михаила Саакашвили в США грузинских политиков и экспертов в первую очередь интересует, сумеет ли он встретиться с американским коллегой. Во время президентства Джорджа Буша, таких вопросов не возникало, поскольку грузинский лидер считался чуть ли ни личным другом президента США. Однако в рамках «политики перезагрузки» отношений с Россией Барак Обама занял куда более сдержанную позицию по отношению к Грузии. Полноценная двусторонняя встреча президентов, с соблюдением всех протокольных формальностей, прошла только один раз – в ноябре 2010 года, во время лиссабонского саммита НАТО. Причем она была нужна Обаме для демонстрации Москве искренности своих попыток убедить Саакашвили не чинить препятствий для вступления РФ в ВТО. Однако, как заявил ВК посол Грузии в США Тимур Якобашвили «никакого давления на Грузию в этом вопросе ни лично Обама ни его администрация не оказывала и не оказывает». Все другие встречи были неформальными – на разных банкетах с участием президентов. И на этот раз, Саакашвили и Обама лишь вкратце пообщались на ланче от имени генсека ООН.

Впрочем, наблюдатели советуют обращать больше внимания не на формальную сторону, а суть и направление процесса. «Формально, президент США действует в рамках «перезагрузки», не оказывая особого внимания грузинскому лидеру, считающегося в Кремле «врагом номер один, - заявил ВК независимый политолог Давид Авалишвили. – Но истинная позиция США проявляется, например, в нежелании оказать давление на Саакашвили по довольно болезненному для Москвы вопросу ВТО, в продолжении финансовой поддержки, демонстративном игнорировании главной оппозиционной фигуры - бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе».

До выступления на сессии Генассамблеи ООН Саакашвили провел несколько двусторонних встреч. С президентом Казахстана он обсудил возможные пути транспортировки каспийских энергоносителей на Запад и строительство в Грузии новых перерабатывающих мощностей. С президентом Швейцарии – переговоры по ВТО и «компромиссное предложение» о контроле международными наблюдателями абхазского и югоосетинского участка российско-грузинской границы как условие согласия Тбилиси. С президентом Литвы - начало переговоров с ЕС о зоне свободной торговли и безвизовом режиме.

Как всегда, будучи в США, Саакашвили излучал оптимизм, удачно шутил, был словоохотлив и искрометен. В своих интервью он «козырнул» знакомством со Збигневом Бжезинским, порадовался «арабской весне» и раскритиковал политику Москвы, предрекая развал России.

Выступая непосредственно на сессии Генассамблеи ООН Саакашвили призвал Россию «прекратить думать о сферах влияния, господства над соседними территориями и играх с нулевой суммой». Причем российское руководство он обвинил не только в оккупации грузинских территорий, но и в проведении политики «эмбарго, шантажа и диктата по отношению к Украине, Молдавии и Белоруссии», а также в «манипуляциях демократической почвой и заигрывании с национальными меньшинствами в балтийских странах». По мнению Михаила Саакашвили «холодная война закончилась, но старая советская привычка разжигания этнической и религиозной вражды по-прежнему актуальна». В этом контексте он упомянул Северный Кавказ, назвав регион «черной дырой».

Независимый эксперт Георгий Хухашвили считает, что критика Саакашвили в адрес России была менее радикальной, чем критика президента Ирана в отношении США. «Ахмединеджад все-таки был более критичен, что касается выступления Саакашвили, то он слишком много времени и внимания уделил промоушену Грузии и ее реформ, а ведь в ООН собираются политики, а не инвесторы».

С Хухашвили не согласны в правящей партии Единое национальное движение (ЕНД). «В выступлении президента было очень четко сказано о взаимосвязи негативных процессов в сегодняшнем мире, - заявил ВК депутат от ЕНД Давид Дарчиашвили. – Наши западные, особенно европейские коллеги должны наконец понять, что разрушение Всемирного торгового центра и оккупация грузинских территорий – события и явления одного порядка».

Другие грузинские политики недовольны тем, что президент ничего не сказал о социальных проблемах «Саакашвили много говорил о геополитике, о глобальных тенденциях, революциях и прочее, но даже не упомянул о бедственном положении, в котором оказался народ Грузии под его правлением, – отметил в беседе с ВК один из лидеров Лейбористской партии Каха Дзагания. – А ведь люди здесь практически голодают и бегут из страны».
17095 просмотров