Вестник Кавказа

КОНЕЦ МИССИИ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Через несколько недель, сотрудники миссии ООН по наблюдению в Грузии покинут территорию страны. Они оставят не только Грузию, но и Абхазию, после чего, как считают наблюдатели, безопасности и стабильности в регионе станет гораздо меньше.

ОТ РЕЧКИ ГУМИСТА – К РЕКЕ ИНГУРИ

Летом 1993 года военные наблюдатели ООН появились в Абхазии, которую тогда признавали неотъемлемой частью Грузии все, кроме самих абхазов и их союзников с северного Кавказа. В Сочи при посредничестве главы МИД РФ Андрея Козырева было заключено перемирие, предусматривающее отвод абхазских войск и северокавказских добровольцев от Сухуми и вывод из Абхазии всех грузинских вооруженных формирований.

После достижения соглашения у речки Гумиста, где тогда проходила линия фронта, и появились первые наблюдатели ООН. Впрочем, они не смогли повлиять на ситуацию. Вскоре абхазская сторона обвинила Грузию в невыполнении обязательств и (воспользовавшись гражданской войной на западе Грузии) возобновила наступление на Сухуми. 30 сентября 1993 года абхазские войска полностью вытеснили грузинские формирования со всей территории Абхазии, и линия фронта пролегла уже вдоль реки Ингури, исторически разделяющей Грузию и Абхазию.


РАЗВОД СТОРОН

Весной 1994 года в Москве Грузия и Абхазия при посредничестве России и в присутствии генсека ООН Бутроса Гали подписали соглашение «О прекращении огня и разведении вооруженных формирований сторон». На основе московского соглашения Совбез ООН принял резолюцию «О ситуации в Грузии и миссии по наблюдению в Абхазии (Грузия)».
Одновременно в бассейн реки Ингури, кроме военных наблюдателей ООН, были введены несколько тысяч российских миротворцев, действующих под эгидой СНГ. Западные государства тогда отказались предоставить российским голубым каскам «зонтик ООН», и те действовали под флагом СНГ. Впрочем, ни одна другая страна Содружества своих миротворцев в Абхазию не направила.

14 лет во всех резолюциях и иных документах ООН миссия называлась «Миссией по наблюдению в Абхазии (Грузия)». Однако после признания независимости Абхазии, Москва (обладающая правом вето в Совбезе) потребовала изменить название сначала на «Миссию по наблюдению в Абхазии» (без упоминания Грузии), а затем на компромиссную формулировку «Миссия по стабилизации» – безо всякого упоминания географических названий. По данным ВК, обсуждалась также возможность назвать ее «Миссией вдоль реки Ингури».

Однако для Грузии и ее западных партнеров согласие на все компромиссные формулировки означало бы юридическое признание изменившихся политико-правовых реалий в регионе. Поэтому Группа стран-друзей генсека ООН по Грузии (в эту группу, сформированную в 1994 году, кроме США, Франции, Германии и Великобритании, до 2008 года входила и Россия) хотела провести через Совбез решение по «техническому продлению миссии» с упоминанием в заголовке документа прежней формулировки. Россия наложила вето на проект и прекратила деятельность полевой миссии ООН как в Грузии, так и в Абхазии.

Источник в МИД Грузии сообщил ВК, что грузинская дипломатия была готова согласиться на компромиссные формулировки (без упоминания топонимов), но с условием ввода в бассейн Ингури международных миротворческих сил под эгидой ООН. Однако Россия, не заинтересованная в иностранном военном присутствии (пусть даже под голубым флагом ООН) в зоне своих приоритетных интересов отказалась даже рассматривать этот вариант. Максимум на что была согласна российская дипломатия – сохранение присутствия безоружных наблюдателей ООН. Причем двух раздельных миссий – в Грузии и в Абхазии, как в двух суверенных государствах.


ДАМОКЛОВ МЕЧ

В грузинском экспертном сообществе сразу же заговорили об огромном риске для Грузии, которым чревато прекращение присутствия наблюдателей ООН в зоне грузино-абхазского конфликта, как и вывод из зоны грузино-югоосетинского конфликта наблюдателей ОБСЕ, которые вынуждены покинуть Южную Осетию по аналогичным мотивам – в результате невозможности договорится о названии миссии.

Опасность состоит в том, что согласно договоренностям Саркози - Медведева, заключенным сразу после пятидневной войны, до создания международных механизмов обеспечения безопасности Абхазии и Южной Осетии, Россия имеет право предпринимать собственные меры по обеспечению безопасности в районах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии.

Как пояснил ВК независимый эксперт Давид Авалишвили, «Формально, юридически Россия уже сейчас может двинуть свои танки из Южной Осетии в Гори, а из Абхазии - в сторону Западной Грузии. Россия может перекрыть все ключевые магистрали и объяснить свои действия тем, что международные механизмы безопасности так и не созданы, а у нее есть разведданные о якобы концентрации грузинских войск в Гори или на западе страны. Никакого сопротивления при этом ни грузинские вооруженные силы, ни безоружные наблюдатели ЕС, находящиеся в районах, прилегающих к признанным Москвой бывшим автономиям, оказать не смогут и не имеют права. Они могут лишь фиксировать и выразить совестный протест». Многие в Тбилиси считают, что в западных столицах всерьез заговорят о размещении в Грузии военных баз НАТО или опять вспомнят о планах ускоренного принятия Грузии в альянс, Москва этим козырем наверняка воспользуется.


ВЫБОР МЕЖДУ ПЛОХИМ И ХУДШИМ

В МИД Грузии ВК на правах анонимности сообщили: «Наши западные партнеры говорили об этой опасности во время обсуждения судьбы миссий в Южной Осетии и Абхазии. Но мы не могли согласиться с формулировкой, юридически стаявшей под сомнение территориальную целостность Грузии. Максимум, чего мы смогли добиться, это согласия ЕС на то, что ее миссии в зонах вокруг Абхазии и Южной Осетии будут продолжены и после 30 сентября, когда истекает годичный срок, отведенный предыдущим соглашением. Это хоть какая то, но все-таки гарантия».

Тем не менее руководитель департамента МИД по отношениям с международными организациями Серги Капанадзе считает, что наблюдателям ЕС будет непросто выполнить свою функцию: «Мы понимаем, что это огромный риск. Но согласиться с сохранением международных миссий в зонах конфликтов любой ценой все-таки не можем». Осложняет ситуацию продолжающееся внутригрузинское противостояние, когда оппозиция все время ищет повод для того, чтобы обвинить власти в предательстве национальных интересов.

Такого же мнения придерживаются и другие грузинские чиновники. «Чего добивалась Россия? - задается вопросом в ходе интервью ВК госминистр по реинтеграции Тимур Якобашвили. – Она хотела повторить тот же маневр, который совершила в 1994 году, когда сама помогла сепаратистам устроить этническую чистку и затем получила статус миротворца. Причем с согласия Грузии».


ПРЕДЧУВСТВИЕ ВОЙНЫ

О том, что в Грузии не исключают новой войны с Россией, свидетельствует инцидент, произошедший в высокогорном регионе Рача, недалеко от Мамисонского перевала через Кавказский хребет. Бывший депутат парламента от этого региона Давид Саганелидзе рассказал ВК, что «грузинские пограничники, по приказу властей, взорвали единственный мост, который соединяет Рачу с Мамисонским перевалом. Все грузинские силовые структуры расположились на 20-30 километров к югу от грузино-российской границы». Военные эксперты считают, что власти могли взорвать мост только опасаясь наступления с севера – со стороны Мамисони, где удержать оборонительные позиции труднее, чем в 20 километрах южнее.


ПОТЕРИ СТРАНЫ И ПОТЕРИ ГРАЖДАН

Отказавшись от международных миссий по наблюдению в Абхазии и Южной Осетии, Грузия подвергает себя большой опасности, особенно в условиях разрыва дипломатических отношений с Россией, которая в эти дни разворачивает на Северном Кавказе масштабные военные маневры «Кавказ–2009» с участием частей и подразделений элитной 58-й армии.

Однако открыто свое сожаление по поводу ухода наблюдателей ООН выражают лишь простые люди – те, чьи дома в Гали, Зугдиди и Тбилиси были арендованы многочисленными техническими сотрудниками ООН, водители нанятых ими машин и переводчики. Он ощущают потерю заработка в большей степени, чем потерю прочных международных гарантий безопасности.
25190 просмотров