Вестник Кавказа

Иранская ядерная программа вновь на повестке дня

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
До "часа Х", когда Иран заявит о создании ядерного оружия, остается все меньше и меньше времени. Прямо пропорционально возрастает и вероятность нанесения военного удара по территории ИРИ.

Влиятельная британская газета "The Guardian" сообщила со ссылкой на собственные источники в министерстве обороны страны, что Великобритания готова оказать поддержку США в случае нанесения военного удара по Ирану. Британские военные стратеги уже составляют план будущей дислокации военных кораблей и подводных лодок, утверждает издание. Скорее всего, в случае проведения военной операции против Ирана, и Вашингтон, и Лондон будут активно использовать военную базу на острове Диего Гарсия в Индийском океане. Известно, что в британских правительственных кругах обеспокоены "невосприимчивостью" Ирана к вводимым против него санкциям, которые никак не смогли повлиять на его ядерную программу. Запущенный, согласно многочисленным слухам, американскими и израильскими спецслужбами вирус "Stuxnet" позволил в определенном смысле выиграть время, но не сорвать иранскую ядерную программу вообще. В течение последующих 12 месяцев иранцы смогут спрятать материалы, необходимые для создания бомбы, так, что они уже будут недосягаемыми для ракетного удара, отмечают правительственные источники "The Guardian".

Чем является в действительности статья в авторитетном британском издании: очередное «зондирование» почвы или «утечка», рассказывающая о спланированной военной операции, которая может начаться в течение ближайших 12 месяцев? Подобные сенсации на страницах столь уважаемых газет редко появляются случайно. Еще труднее представить себе, что источники в министерстве обороны проговорились по неопытности - очевидно, что речь идет о намеренном информационном "вбросе". Как правило, такие публикации – это испытанный способ прозондировать возможную реакцию мирового сообщества, вызвать дискуссии на уровне экспертов, и самое главное, являются вполне понятным сигналом для главного адресата - Ирана. О том, что Иран активно работает над созданием ядерного оружия, говорится уже давно, несмотря на заверения ИРИ в мирном характере своей ядерной программы.

Впрочем, бывший вице-президент МАГАТЭ Олли Хайнонен, непосредственно занимавшийся иранской ядерной проблематикой, не склонен верить Тегерану. В своем расширенном интервью журналу "Шпигель", Хайнонен высказался крайне скептически относительно декларируемого мирного характера иранской ядерной программы. Так, он отмечает, что иранцам для производства атомной электроэнергии абсолютно не нужно обогащать уран до 20 процентов. Более того, в начале июня этого года Фирудин Аббаси, шеф атомной организации Ирана, заявил о переносе производства обогащенного урана из Натанса в Фордов (Кум) и его увеличении в три раза. Хайнонен уверен, что такое количество обогащенного урана намного превышает его объем, необходимый для АЭС, научных исследований и т.д. Эксперт предполагает, что уже к 2014 году Иран получит достаточное количество плутония, чтобы создать собственную атомную бомбу.

Это сценарий фильма ужасов для Израиля. Предположения, что иранские религиозные фанатики, едва заполучив в свое распоряжение ядерную бомбу, тут же выполнят обещание Махмуда Ахмадинежада «стереть Израиль с карты мира», многие эксперты подвергают сомнению. По их словам, при всей своей фанатичности, иранские руководители прекрасно отдают себе отчет, что за этим последует ответный ядерный удар со стороны Израиля и США. Но заниматься подобным теоретизированием где-нибудь в Брюсселе или Париже – это не то же самое, что думать о вероятности такого удара, находясь в Тель-Авиве или Хайфе. Не менее опасно и другое. Заполучив ядерное оружие, Иран получает фактический иммунитет против внешней интервенции, и лучшим кандидатом на роль "заложника", которого в случае форс-мажора принесут в жертву, будет именно еврейское государство. Иран, защищенный, в отличие от саддамовского Ирака или талибского Афганистана, ядерным «щитом», безусловно, существенно увеличит собственное влияние в регионе, так как у него более не будет сдерживающих факторов в виде угрозы нападения извне.

Следствием этого будет более агрессивная политика не только в отношении Израиля, но и в северном направлении - по отношению к Азербайджану, которому в Иране не могут простить светского государственного устройства и нормальных отношений с США и Израилем. В качестве же детонатора или повода к войне Иран может использовать что угодно, от неурегулированного спора о статусе Каспия до запрета на хиджаб в школах или очередных откровений «разоблаченного шпиона».

Так или иначе, усиление "иранского фактора" никак не вписывается в архитектуру политики США в регионе. Впрочем, в вопросе целесообразности нанесения упреждающего удара по иранским ядерным объектам единства нет даже в самом Израиле. Согласно опубликованным на днях в израильской газете "Haaretz" результатам опроса населения, 41% израильтян выступает за нанесение удара, 39% - против. Остальные 20% колеблются. Единства нет и в израильском правительстве: в то время, как премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху ратует за военное решение иранской проблемы, министр иностранных дел страны Авигдор Либерман выступает против. Так, недавно глава израильской дипломатии заявил, что сообщения СМИ о планах его страны нанести авиаудары по Ирану не соответствуют действительности. В интервью NEWSru Israel Либерман отказался "комментировать болтовню вокруг иранской темы" и добавил, что "эта безответственная болтовня наносит реальный ущерб". "Скажу только, что 99% опубликованного в прессе по данной теме не имеет никакого отношения к действительности", - подытожил глава МИДа Израиля.

Противоречия в израильском обществе вполне объяснимы. Здесь не без причин опасаются ответной реакции Ирана, военные возможности которого не вызывают сомнений даже у самых отчаянных скептиков. Различные модели стоящих у Ирана на вооружении ракет "Шихаб" без особых проблем могут поразить любую точку на территории Израиля. А 2 ноября начальник иранского генштаба в очередной раз пригрозил Израилю ответным военным ударом, в случае осуществления атаки на ядерные объекты Ирана.

Понятно, что в случае вмешательства в конфликт США у Тегерана не останется даже теоретических шансов на победу. Как сообщил журналистам в Москве глава Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, Иран фактически сейчас находится в кольце окружения. «В Персидском заливе находится мощная эскадра ВМС США, в Афганистане - коалиционные американские силы и НАТО, базы США в Турции, Ираке и Кувейте», - отметил Ивашов. На этом фоне генерал отметил необходимость усиления иранской ПВО, но в то же время выразил сомнение в том, что Россия продаст установки С-300.

Однако у главного союзника Израиля есть "тормоз" внутриполитического характера. По мнению аналитиков, фактически начавшаяся предвыборная гонка в США осложняет принятие решение поначалу военной операции против Ирана. Война перед выборами не нужна никому. Если, конечно, еще остается поле для маневра.

В то же время примечательно, что очередная волна ажиотажа вокруг иранской ядерной программы началась именно сейчас - за неделю до того, как МАГАТЭ собирается представить новый отчет о возможных планах Ирана по созданию ядерного оружия. Поэтому нельзя исключать, что военные ведомства различных стран, в том числе и Великобритании, уже успели ознакомиться с его содержанием, и решили начать психологическую подготовку общественности к реализации военного сценария. Приходится с сожалением констатировать, что и нанесение военного удара по Ирану, и превращение Ирана в ядерную державу будут иметь долгосрочные дестабилизирующие последствия. В данной ситуации только начало реальных переговоров с МАГАТЭ, а не их имитация со стороны Ирана с целью затягивания времени, смогло бы спасти ситуацию от взрыва. Весь вопрос в том, хватит ли на это политической воли у Ирана и готовы ли еще в мире разговаривать с Тегераном.
18820 просмотров