Вестник Кавказа

ЕвроПРО: есть ли шанс договориться?

На декабрь намечена встреча Совета РФ-НАТО на министерском уровне, одной из главных тем которой станет тема ПРО. За месяц до этого события в Москве прошла конференция "ЕвроПРО: есть ли шанс договориться?" Главный научный сотрудник ИМЭМА РАН Владимир Дворкин и заведующий сектором ИМЭМА РАН, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев обсудили перспективы и препятствия на пути российско-американского сотрудничества в сфере противоракетной обороны.

По словам Владимира Дворкина, европейская система противоракетной обороны на всех фазах никакой военной угрозы для безопасности России не представляет с точки зрения влияния на потенциал ядерного сдерживания. «Все противоречия и препятствия лежат только в сфере политики. Где бы ни размещались ПРО в Европе, они не способны при их характеристиках и скоростях успеть достигнуть боезаряда российских ракет, даже если они будут запускаться из самых западных районов в северо-западном направлении в сторону России»,- считает Дворкин.
Единственную угрозу, по мнению эксперта, могут представлять ПРО, которые развертывались бы на военных кораблях в Северном море. Они могли бы перехватывать российские морские ракеты.
Однако основную проблему сотрудничества Владимир Дворкин видит в недоверии, которое сохраняется как в США, так и в России.

С ним согласился заведующий сектором ИМЭМА РАН, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. Он считает, что недоверие вызвано как наследием холодной войны, так и политикой Вашингтона в бушевский период времени. Однако, по его мнению, существуют и другие факторы, препятствующие развитию российско-американского сотрудничества: «Плюс к этому наше декларативное сотрудничество, так сказать. Все высокие слова, которые говорились на протяжении первого десятилетия после распада СССР и в первый срок президентства Владимира Путина, о партнерстве, президентские комиссии, которые были созданы, - все это может быть легко пущено под откос, когда мы не верим другой стороне, называя ее при этом нашими партнерами». «Третий фактор - это диаметрально противоположное восприятие угроз. Не видят наши эксперты и политики угрозу из Ирана. В любом случае, даже если Иран когда-нибудь создаст ядерное оружие, чего не позволит ему сделать мировая общественность, мы не воспринимаем эту угрозу. У нас есть богатая история отношений с этой страной, и, кто бы ни был там у власти, мы не верим, что они осмелятся поднять руку на когда-то братскую Россию»,- заверил Сергей Ознобищев.

Решение проблемы директор Института стратегических оценок видит в масштабном недекларативном совместном проекте для России и Америки. Учитывая активное сотрудничество в космосе, которое, к сожалению, мало пропагандируется в СМИ, Ознобищев видит одним из вариантов такого проекта подготовку совместного полета на Марс. А на данный момент, по его мнению, между нашими странами нет материальной основы для развития партнерства.

Владимир Дворкин добавил, что сотрудничество между Россией и США существует не только в космической сфере, но и по вопросу Афганистана, а также в сфере противодействия международному терроризму, особенно ядерному терроризму. С другой стороны, по заверению Дворкина, до сих пор сохраняется ситуация взаимного ядерного сдерживания, что препятствует развитию сотрудничества.

«Проект по ЕвроПРО мог бы послужить мощным фактором трансформации взаимного ядерного сдерживания. США уже признали, что состояние взаимного ядерного сдерживания не отвечает интересам безопасности ни России, ни США. Примаков, Велихов, Иванов, Моисеев также сказали, что нужно переходить от ядерного сдерживания к сотрудничеству по безопасности»,- заявил Владимир Дворкин. Он разделяет понятия недоверия естественного, врожденного, и искусственно подогреваемого, которое выгодно определенным силам как в Вашингтоне, так и в Москве. «Весь мир знает, что Россия не увеличивает количество своих вооружений, а выпускает свои стратегические ракеты, чтобы приблизиться снизу к новому договору, подписанному в Праге. Министр обороны России Сердюков заявил, что мы только к 2028 году сможем подойти к тому уровню, который зафиксирован в пражском договоре», - заявил эксперт, опровергая домыслы некоторых политиков о наращивании Россией ядерных вооружений. Владимир Дворкин уверен, что прежде всего нужно осуществлять интеграцию информационных космических и наземных систем ПРО. «Здесь важны предложения по созданию двух типов центров. Один - это центр по обмену данными по типу того, создание которого было согласовано в 1998 году между президентами Ельциным и Клинтоном. Второй - это центр координации и планирования применения ПРО. Кроме того, надо возобновить совместные учения и совместные исследовательские работы», - считает Дворкин.

Сергей Ознобищев подвел итог обсуждению, подчеркнув, что «преимущество ЕвроПРО перед сотрудничеством в космосе состоит в том, что в космической сфере мы ничего нового не создаем, мы не работаем вместе над созданием шаттлов и станций, а в ПРО стоит качественная задача: начать вместе работать, совместно противостоять будущим угрозам. Но пока наши политические фобии не дают нам этого делать»,- заключил директор Института стратегических оценок Ознобищев.

См. видео http://vestikavkaza.ru/video/?ID=45956
http://vestikavkaza.ru/video/?ID=45958
15935 просмотров