Вестник Кавказа

Взрыв в Иране: взгляд из Израиля

Пётр Люкимсон, Израиль
В минувшую субботу в 45 километрах от Тегерана, раздался мощный взрыв вызвавший панику среди местных жителей. Чуть позже иранские власти сообщили, что взрыв произошел на базе Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Поднимавшееся облако дыма можно было наблюдать с большого расстояния, и очень скоро соответствующие снимки появились в интернете.

По первоначальным официальным сообщениям из Тегерана, число погибших составило 27 человек, а затем эта цифра снизилась до 17. Это разночтение было объяснено... ошибкой в тексте сообщения, присланного в Тегеран по факсу с места событий.

Вскоре происшедшее было официально объяснено аварией во время транспортировки боеприпасов, но затем в международных СМИ стала появляться совсем другая информация.

Согласно ряду достоверных источников, взрыв произошел непосредственно на ракетной базе КСИР, где, помимо прочего, хранятся и баллистические ракеты "Шихаб-3", способные долетать до Израиля. Когда стало ясно, что речь идет о стратегически важном объекте, сообщений об "израильской диверсии", как и ожидалось, долго ждать не пришлось.

Первым ответственность на "Мосад" за взрыв на базе КСИР возложил известный американский блогер еврейского происхождения Ричард Сильверстейн (Зильберштейн). Надо заметить, что Сильверстейн уже не раз подтверждал свою репутацию манипулятора и дилетанта в освещаемых им вопросах. Вместе с тем, по мнению журналистов, полностью пренебрегать публикуемой им информацией не стоит. Как показывает опыт, некоторые осведомленные источники часто используют Сильверстейна для слива информации, которая в Израиле запрещена к публикации цензурой. Классическим примером подобной ситуации стало дело израильской журналистки Анат Кам, обвиненной в краже секретных документов.

Возложив на "Мосад" ответственность за взрыв, блогер добавил, что для разного рода диверсий, покушений и сбора информации на иранской территории израильская разведка активно использует оппозиционную иранскую группировку "Моджахеддин Халк".

И если доказательств первому утверждению, кроме ссылки на анонимный осведомленный источник в Израиле, он не привел, то второе, по мнению израильского обозревателя Эфрама Ганора, звучит вполне логично.

Вслед за Сильверстейном американский журнал "Тайм" также приобщился к "мосадовской" версии, сославшись на анонимного высокопоставленного сотрудника некой западной разведки. И наконец, некоторое время спустя английская "Гардиан" сослалась уже на иранский, тоже анонимный источник, приближенный к властным структурам.

Никаких более-менее достоверных оценок ущерба от происшедшего на данный момент опубликовано не было, тем не менее кое-какие предварительные выводы сделать все же можно.

Во-первых, сообщения некоторых СМИ, что на этой базе КСИР хранились и ракеты "Шихаб-4", всерьез воспринимать не стоит, ибо таких ракет пока просто не существует. Вряд ли стоит надеяться, что всерьез пострадали от взрыва и арсенал ракет "Шихаб-3", если они вообще хранились на этой базе. Признанный эксперт в сфере ракетостроения, один из создателей израильской противоракетной системы "Хец" доктор Узи Рубин пояснил, что жидкотопливные ракеты "Шихаб-3" хранятся в незаправленном состоянии и без боеголовок в соответствии с высокими стандартами техники безопасности. Таким образом, сами эти ракеты взорваться не могли, и даже взрыв вблизи места их хранения вряд ли причинил серьезный ущерб. Наконец, определенные выводы можно сделать, исходя из появившихся в интернете кадров, на которых видны клубы дыма, поднимающиеся с базы. Сам цвет этого дыма опровергает предположение, что речь идет о горении жидкого топлива для баллистических ракет.

Если о значительном материальном уроне в результате взрыва говорить, видимо, не приходится, то в персональном плане иранские силовые структуры вообще и КСИР в частности понесли ощутимую утрату, что, собственно говоря, и не скрывается.

Среди 17 погибших назван Хасан Тегерани-Мокдам, командир подразделения КСИР, занимающегося разработками ракетных и артиллерийских вооружений. Звание покойного в КСИР соответствовало российскому чину "генерал-майор". Без преувеличения, "поминки" по Мокдаму получили в Иране беспрецедентные масштабы, а на похоронах погибших побывали все видные военные, религиозные и политические деятели страны, включая и духовного лидера Али Хаменаи.

Из официальных коммюнике следует, что Хасан Мокдам был одним из самых высокопоставленных офицеров КСИР. Он служил в Корпусе на протяжении 30 лет. Именно он был основателем артиллеристских и ракетных подразделений Корпуса и особо отличился во время ирано-иракской войны. В дальнейшем Мокдам проводил исследовательские работы в тегеранском университете им. имама Хусейна, а также принимал активное участие в разработках ракетных вооружений. Правда, судя по некрологам, он, в основном, специализировался на ракетах малой дальности вроде тех, которые сегодня использует ливанская террористическая организация "Хизбалла" и палестинский ХАМАС, а не баллистических. Хотя само собой, причастность покойного и к разработке "Шихабов" отвергать не стоит.

Возвращаясь к причине взрыва, следует отметить, что чем дальше, тем больше иранских официальных лиц полностью отвергают возможность диверсии на базе КСИР.

Как заявил начальник генерального штаба иранской армии Хасан Фируабди, взрыв стал результатом неких тестов и исследований военного характера. Он особо подчеркнул, что ни Израиль, ни США к случившемуся никакого отношения не имеют. Также генерал сказал, что продукт этих разработок "мог бы нанести по Израилю тяжелейший удар".

Несколько раньше высказался по этому поводу и председатель иранского парламента Али Лариджани. Он заявил, что "мосадовская" версия" является абсолютным вымыслом, и добавил, что аварии подобного рода происходят во многих странах. В этом Лариджани, безусловно, прав: взрывы и серьезные аварии на военных объектах, в том числе и важнейших, из-за технических сбоев или человеческого фактора происходят довольно часто. В России, например, именно из-за халатности постоянно взлетают на воздух склады с боеприпасами. Не обходили события подобного рода и стороной и Израиль, причем материальный ущерб, а иногда и количество жертв, бывали очень внушительными. О диверсиях во всех этих случаях речи не шло.

Итак, однозначного ответа на вопрос о том, что стало причиной взрыва на важнейшем иранском военном объекте, нет. Конечно, нельзя отрицать возможность диверсии, но эта версия выглядит самой малоубедительной, и не основывается на какой-либо серьезной фактической базе. Что, разумеется, не означает, что иностранные спецслужбы, и в частности ЦРУ с "Мосадом" ведут активную тайную войну против Ирана, призванную нарушить его ядерные и ракетные программы.

Эта война, судя по имеющейся информации, включает диверсии, разного рода и покушения на активных участников этих программ. Свидетельство тому - недавняя гибель ряда иранских ученых ядерщиков в результате покушений, а также внедрение компьютерных вирусов, нанесших иранской ядерной программе существенный ущерб. Буквально на этой неделе Гулам Реза Джалали, высокопоставленный иранский чиновник, ответственный за сектор гражданской обороны объявил, что важные объекты страны подверглись очередной вирусной атаке. При этом он добавил, что сотрудниками его ведомства был разработан эффективный антивирус, в результате чего нанесенный кибер-атакой ущерб удалось минимизировать. О новом вирусе, стало известно еще 1 сентября, и несколько западных специалистов заявили, что по своей структуре он близок к вирусу Stuxnet, в недавнем прошлом выведшем из строя немалое количество центрифуг в центре обогащения урана в Натанзе. Авторство и внедрение Stuxnet приписывается иностранными СМИ Израилю и (или) США. По утверждениям ряда специалистов, его разработка не могла быть плодом деятельности отдельных лиц, а стала результатом работы очень крупной структуры. В свое время газета "Нью-Йорк Таймс" писала, что разработчики тестировали его на израильском ядерном реакторе в Димоне. Кто бы не внедрил Stuxnet в иранские компьютеры, связанные с ядерной программой, на этом примере видно насколько эффективной может быть тайная война подобного рода. Возможность всерьез нарушить планы противника, не сделав ни одного выстрела, является очень серьезным инструментом, позволяющим воздерживаться от силовой акции. Однако какой бы ни была успешной тайная война или различные санкции, итоговым успехом может считаться или отказ режима аятолл от ядерных военных разработок, или уничтожение иранского потенциала силовыми методами.

По имеющейся информации, подготовкой к военному сценарию развития занимаются и Израиль, и США. Как стало известно в среду, американские ВВС приняли на вооружение самую большую в мире авиабомбу, предназначенную для уничтожения особо укрепленных объектов, находящихся глубоко под землей. Вес боеприпаса составляет порядка 14 тонн, длина - более 6 метров и она способна пробить бетонное перекрытие толщиной в 18 (!) метров и лишь потом взорваться. Ее носителем является стратегический бомбардировщик-невидимка В-2.
17780 просмотров