Вестник Кавказа

Трагические вехи: от марта-1918 к январю-1990

Алексей Власов
События марта 1918 года в Азербайджане - трагическая веха в истории распада Российской империи и Гражданской войны на пространстве некогда единого государства. Даже тем, кто не слишком осведомлен в реалиях той сложной, противоречивой обстановки, которая сложилась в республиках Южного Кавказа после отречения Николая II и падения Временного правительства должно бросаться в глаза очевидное совпадение - крах центральной власти как и в эпоху Горбачева приносит в Закавказье пожар войны, кровь, тысячи беженцев, хаос. Это и январь 1990 года, и март 1918.

На самом деле аналогий более чем достаточно - мгновенное вмешательство внерегиональных сил, пришедших в 1918 году на смену слабеющей российской власти, усиление откровенно деструктивных националистически настроенных лидеров, внезапно вспыхнувшая взаимная ненависть, которую пытались выдать за «базовый принцип» отношения одних народов к другим, одной конфессии к другой, но которая на самом деле была не более чем средством удовлетворения амбиций отдельных политиков и движений.

Поразительное совпадение - после завершения бакинских погромов местные коммунисты фактически признали свою неспособность прекратить погромы мусульманского населения, хотя меж тем, события весны 1918 года были во многом вызваны недальновидной и явно непродуманной политикой Бакинского Совета в области национального вопроса. Не напоминают ли эти оправдания заявления Михаила Горбачева по поводу карабахского конфликта и событий «черного января»?

Хрупкое равновесие сил между различными партиями в Баку было нарушено не только противостоянием между «Мусаватом» и дашнаками, не только разоружением мусульманского дивизиона, но, прежде всего, тем, что Бакинский Совет в определенный момент выпустил джинна из бутылки - прибегнув к помощи дашнаков, не сумел удержать ситуацию под контролем, предотвратить погромы мусульманских кварталов города, во время которых пострадало мирное население.

Чем именно был озабочен Совет, становиться ясно из текста ультиматума, который был предъявлен партии «Мусават» Комитетом революционной обороны. В нем было два главных пункта: открытое и безоговорочное признание Бакинского Совета как единственной власти, и абсолютное повиновение всем его приказам; вывод с территории Баку азербайджанской воинской части дикой дивизии. Если до принятия условий ультиматума еще сохранялся небольшой шанс избежать резни, то белые флаги, вывешенные в мусульманских кварталов в одночасье стали не символом мира, а сигналом к убийствам ни в чем неповинных людей.

Эта незримая нить - мост длиной в 70 лет. Но на обоих его концах - бесчисленные жертвы. Трагедии ни в чем не повинных людей, которые якобы стали «жертвами политической борьбы». Действительно, самое что ни на есть удобное объяснение для сухой статистики - по разным оценкам, во время мартовских событий только в Баку погибло от 3 до 12 тысяч мусульман. Число жертв на остальной территории Азербайджана (Шемаха, Губа) исчисляется несколькими тысячами.
Эта кровавая жатва стала только одним из эпизодов Гражданской войны, но именно этот урок истории оказался предан забвению властями СССР, которые почтили память 26 Бакинских комиссаров, но постарались забыть о жертвах мартовских погромах в столице современного Азербайджана. Ну, а история невыученных уроков не прощает.

Комментарий директора Центра кавказоведения РГГУ Исмаила Агакишиева
Следует напомнить, что тогда противникам Турции в очередной раз удалось использовать в геополитической игре армянский вопрос. Для укрепления власти в бакинскую ситуацию были вовлечены воинские части, сражавшиеся на стороне Антанты и состоявшие из армян. Потерпев поражение в столкновении с турками и оказавшись в Баку, эти вооруженные формирования с особым усердием истребляли мирных людей в мусульманских кварталах. Те чудовищные события до сих пор вызывают множество вопросов. Пострадавшие в событиях 1915 года от рук османских тюрков, армянские вооруженные формирования мстили азербайджанцам только потому, что те принадлежали к семье тюркских народов. Но с таким же «успехом» можно было убивать кабардинцев, карачаевцев, калмыков, туркмен, узбеков, казахов, киргизов... Вообще говоря, как показывают исторические события, националистические движения и мечта о создании "Великой Армении" не раз приводила к трагическим событиям.
22035 просмотров