Вестник Кавказа

РПЦ НЕ ПРИЗНАЛА АБХАЗСКУЮ И ЮЖНООСЕТИНСКУЮ ЦЕРКВИ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Российско-грузинский конфликт может обрести новое измерение – на этот раз церковное. Абхазские священнослужители заявили о восстановлении Абхазской поместной церкви. В Тбилиси считают, что решение продиктовано из Москвы, которая рассматривает церковные вопросы как фактор давления на Грузию.

О решении официально отделиться от Грузинской православной церкви (ГПЦ) заявил управляющий Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплия: «Грузины считают, что Абхазия – неотъемлемая часть Грузии. Но мы объявляем, что с сегодняшнего дня Сухум - Абхазская епархия Грузинской православной церкви прекратила существование. Мы сменили ее название, и отныне она называется Абхазская поместная церковь с двумя епархиями – Сухумской и Пицундской. Тем самым мы восстанавливаем Пицундскую кафедру. Общеизвестно, что представитель Пицундской Абхазской церкви участвовал в заседании Никейского собора 325 года (первый Вселенский собор в истории христиансктва, - Прим. ред.)». Виссарион Аплия подчеркнул, что решение об образовании поместной Абхазской православной церкви принято на общем собрании всех абхазских православных церковнослужителей. Причем собрание направило воззвание патриарху Кириллу с просьбой поддержать решение и признать Абхазскую поместную церковь.

Примечательно, что решение абхазских священнослужителей последовало сразу после заявления главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископа Волоколамского Илариона о том, что «Русская православная церковь признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию. Изменение политических границ не означает изменения церковных канонических границ». Буквально сразу после решения абхазских священнослужителей секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям Игорь Якимчук подтвердил неизменность позиции РПЦ по уважению канонических границ ГПЦ.

Грузинские церковные иерархи считают заявления, прозвучавшие в Сухуми нелегитимными сточки зрения Церковных канонов. Помощник патриарха Ильи Михаэль Ботковели заявил ВК, что «с точки зрения церковных канонов, признать автокефалию Абхазской церкви имеет право только ГПЦ, а затем ее должны признать все другие поместные церкви, которых пятнадцать во всем мире. Только после этого новообразованная церковь могла бы считаться канонической».

В патриархии ГПЦ ВК сообщили, что Виссарион Аплия был рукоположен в сан священника иерархами ГПЦ в 1980-е, однако «отец Виссарион Аплия уже давно смещен с поста руководителя епархии, а главой Цхум-Абхазской эпархи является владыка Даниил, который изгнан из Абхазии сепаратистами». Сразу после войны в августе 2008 года, абхазская сторона вынудила грузинских священников, находившихся в Кодорском ущелье, покинуть территорию республики, обвинив их в шпионаже и ведении враждебной пропаганды, что вызвало резкие протесты Грузинской патриархии. Патриарх Илья обратился с просьбой содействовать в возвращении грузинских священников в Абхазию к патриарху Кириллу и даже изъявил готовность посетить Абхазию. Однако абхазские власти заявили, что не выдадут ему въездную визу.

В последнее время между патриархиями ГПЦ и РПЦ обсуждалась возможность очередной встречи патриархов, но договорится о ней не удалось, поскольку Илья Второй настаивал на проведении встречи именно в Абхазии. Несмотря на признание РПЦ единства канонической территории ГПЦ, российские иерархи неоднократно подчеркивали, что подобное признание не означает отказа абхазским православным в духовном окормлении. Именно поэтому абхазские церкви часто посещали священнослужители из России и вели там службу, несмотря на протесты Грузинской стороны.

Что касается непризнания РПЦ независимости Абхазской и Югоосетинской Церкви, то, по мнению наблюдателей, главная причина такой позиции состоит в том, что ГПЦ пока воздерживается от признания Украинской православной церкви Киевского патриархата.
29935 просмотров