Вестник Кавказа

КАРАБАХ: ИСТОРИЯ ПО СПИРАЛИ

Евгений Кришталёв
Президенты Азербайджана и Армении согласились провести очередную совместную встречу в Кишиневе, однако не намерены подписывать никаких общих документов. Эта новость, озвученная Юрием Мерзляковым, российским сопредседателем Минской группы ОБСЕ, посредничающей в конфликте из-за Нагорного Карабаха, стала откровением для многих экспертов.

Очередной раунд переговоров лидеров двух стран ожидался с большим нетерпением. Нагнетаемый ажиотаж (и сопутствующие обстоятельства новой встречи президентов в виде анонсированного подписания армяно-турецких протоколов) казалось, мог подстегнуть стороны к компромиссному диалогу с выходом на конкретные решения. Тем не менее иллюзии скорого мира оказались развеяны, по крайней мере, на ближайшее время.

Сопредседатели МГ ни в Баку, ни в Ереване, ни в ходе визита в непризнанную карабахскую республику (которую они посетили после более чем полугодового перерыва) не представили сторонам обновленного варианта так называемых мадридских предложений. В них посредники сконцентрировали базовые пункты шагов по урегулированию конфликта.

В вольном изложении каркас предложенного сторонам соглашения выглядит следующим образом. Армения поэтапно отводит свои войска из оккупированных азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха. Разделение сторон при этом будут осуществлять некие миротворческие силы из третьих стран. Азербайджан, в свою очередь, предоставляет Армении и Нагорному Карабаху возможность поддержания связей через Лачинский коридор. Сама же бывшая автономная область получает промежуточный статус, который окончательно был бы разрешен в ходе референдума, в котором примут участие и армянская, и азербайджанская община Карабаха. Этим людям должна быть предоставлена возможность вернуться туда, где они жили до конфликта.

Конфиденциальность переговорного процесса сохраняет в тайне подробности того, какая именно сторона и с какими пунктами мадридских принципов не согласна. Можно только предполагать, что частью препятствий для согласия служит нежелание Армении отходить с занятых позиций в азербайджанских районах до тех пор, пока не будут получены гарантии независимого статуса. Формула «статус в обмен на территории» для Еревана сохраняется неизменной. Для Баку, стремящегося восстановить свою территориальную целостность, такой подход в переговорном процессе неприемлем по самым разным соображениям. Азербайджан требует безоговорочного вывода армянских вооруженных сил из всех оккупированных азербайджанских районов.

Отсутствие новых предложений со стороны МГ ОБСЕ объяснимо невозможностью совместить несовместимое. Инновации в мадридских принципах могут касаться лишь деталей того или иного пункта. Тем не менее посредники продолжают сохранять осторожный оптимизм и надеются, что в Кишиневе стороны смогут сблизить свои непримиримые позиции.

На этом фоне очевидно нарастающее давление на Ереван, в том числе и по направлению диалога с Турцией. Отсутствие у президентов Азербайджана и Армении намерений подписывать общие документы может осложнить ситуацию сближения Анкары и Еревана. На последней встрече в Нахичевани в ходе саммита тюркоязычных стран главы Азербайджана и Турции провели отдельную встречу, в ходе которой Абдулла Гюль вновь подтвердил приверженность своей страны добиваться прогресса в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и его увязывания с армяно-турецкими отношениями.

В Армении очень ревностно относятся к таким часто употребляемым высказываниям турецких лидеров, не уставая повторять, что в протоколах нет увязки с карабахским урегулированием. В этом русле стараются работать и посредники, разводящие оба процесса. Тем не менее реальность такова, что Турция не может игнорировать интересы и потерять союзника, договорившись открыть границы с Арменией.

Все попытки запараллелить переговоры с тем, чтобы свести их в одной точке, похоже, оказываются тщетными. Хотя мизерные шансы на успех все-таки сохраняются. Вариант скорее из фантастических - в Кишиневе Ильхам Алиев и Серж Саргсян вдруг объявят о том, что договорились и перечисленные параметры мадридских принципов после детальной проработки начнут реализовываться.

Но более вероятно выглядит другой сценарий - ценой торжества дипломатии может стать если не откладывание подписания армяно-турецких, то, по крайней мере, затягивание их ратификации в парламентах и последующей реализации. Политическая почва для таких действий существует - ни в Армении, ни в Турции нет адекватной поддержки взаимному сближению. Недоговоренностей в протоколах, приводящих к различным толкованиям гораздо больше, чем ясности и однозначности. Оппоненты властей грозятся взорвать спокойствие, вывести массы для протестов. Особенно это характерно для Армении.

Турне Сержа Саргсяна по армянским диаспорам мира обнажило все принципиальные вопросы, которыми задаются армяне во Франции, Аргентине, США и даже России. Всех интересует, что станет с кампанией признания геноцида армян в начале XX века, на которую диаспора положила немало сил и, что уж таить, финансовых средств. На протяжении вот уже почти ста лет армянские общины во всех странах противодействуют туркам вплоть до террористической деятельности и все ради одного, чтобы Турция как минимум признала факт сознательного истребления армян, а как максимум еще и выплатила компенсации жертвам.

Другой аспект проблемы непонимания Сержа Саргсяна - признание Турции в нынешних границах и отказ от претензий на армянские земли, вошедшие в ее состав после цепочки мирных соглашений подытоживавших Первую мировую войну. По мнению политических противников Саргсяна, протоколы фактически подводят итог территориального разделения и намертво фиксируют Армению в существующих рамках.

Для президента Армении, безусловно, выгодно разводить оба процесса с западным и восточным соседями. Отход на обоих фронтах, чего требуют от Армении условия турецких протоколов и мадридских принципов, чреват для Саргсяна потерей власти. В Ереване такое уже проходили чуть более десяти лет назад, когда в отставку был вынужден подать президент Левон Тер-Петросян. Причем инициатором отстранения главы государства был, в том числе и сам Серж Саргсян, как представитель карабахского клана бывшего президента Роберта Кочаряна, не согласного с "пораженческой" политикой в отношениях с Азербайджаном. История повторится, но уже на новом витке?
31870 просмотров