Вестник Кавказа

ТРАДИЦИОННАЯ СМЕЛОСТЬ АРМЯНСКОЙ КАРИКАТУРЫ

Сусанна Петросян, Ереван
В Ереване прошла ежегодная традиционная выставка армянских карикатуристов, на которой 12 художников представили 100 работ. Выставку организовал Союз художников Армении и ассоциация армянских карикатуристов.

Известный армянский юморист, главный редактор юмористического журнала "Возни" ("Еж") Арамаис Саакян отметил, что подобные выставки имеют огромное значение для армянской действительности:"В нашей жизни существует столько нечистоплотных явлений, что для этого необходима большая стирка".

Представленные на выставке работы по сути охватили все жанры карикатуры - от политической до тонких философских работ Арутюна Самуэляна и Левона Абрамяна.

Наибольшим успехом пользовались работы известного политического карикатуриста Арзо (Араика Оганяна): пародии на кандидатов в президенты, министров, чиновников разного ранга. Особое внимание заслужили карикатуры, связанные с фальсификацией выборов и пост-выборными процессами. Несколько работ Арзо были посвящены также бытовым проблемам, характерным для сегодняшней Армении. Так, на одном из рисунков изображен символ страны - Мать-Армения, которая в противогазе и с метлой в руках, борется за чистоту города и призывает бороться ереванцев.

Внимание посетителей также приковали дружеские шаржи Арутюна Чаликяна на президента Сержа Саргсяна, лидера оппозиции, экс-президента Левона Тер-Петросяна, Кондолизу Райс, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Ангелу Меркель и пр.

В работах армянских карикатуристов нашел отражение и мировой финансово-экономический кризис. Так, Самуэлян изобразил царящий в мире кризис в виде хаоса долларовых купюр. Не обошли вниманием карикатуристы и такую наболевшую тему как экологические проблемы Еревана. Среди них: вырубка деревьев и уничтожение зеленых зон с целью строительства, так называемых "объектов" - кофе или ресторанов, уничтожение наследия старого города в целях постройки "элитарных зданий".

Работы художников можно назвать не только интересными и актуальными, но и очень смелыми. «У меня сложилось впечатление, что художники - это настоящие политики, так глубоко прочувствованы их работы. По сравнению с карикатурой советской эпохи сегодня художники более свободны в самовыражении»,- считает карикатурист Георгий Яралян.

Армянские карикатуристы работают активно. Ассоциация организовывает выставки также в других странах, художники принимают индивидуальное участие в международных конкурсах и фестивалях. Армянские карикатуристы завоевали победы и признание на конкурсах в Китае, Бельгии, Украине и других странах.

Для армянской карикатуры характерна большая политизированность. Ничего удивительного, ведь политическая карикатура всегда занимала и занимает самый большой сегмент в жанре карикатуры во все времена. Традиции армянской карикатуры восходят к концу XIX - началу XX веков. Армянские сатирические журналы публиковались как в Османской Турции, так и в Российской империи.

«Одним из основных направлений армянской карикатуры является политическая карикатура, которая была очень хорошо развита», - говорит член-корреспондент Национальной академии наук, этнограф Левон Абрамян, он же известный карикатурист, мишенью критики которого были правители, чиновники различных рангов, негативные явления. По его словам, предыстория карикатуры восходит к смеховой культуре, наиболее ярким жанром которой был Средневековый карнавал. В основе этого народного праздника действовал принцип кривого отражения в зеркале - социальные верхи и низы менялись местами. Короли становились шутами и наоборот, то есть серьезное становилось несерьезным и тем самым люди могли видеть суть серьезного и его критику, которая разрешалось во время карнавала.

Армянский карнавал "барикендан" (в переводе с армянского масленница) организовывался перед постом и также как все карнавалы того времени был нацелен на критику и высмеивание существующего строя, правителей, которые отдавали приказы о пленении армянских женщин, разрушении христианских храмов и пр. Один из распространенных видов карнавала назывался "Хан-паша" и высмеивал арабских, персидских или турецких завоевателей, под игом которых находилась в разное время Армения.

Карикатура, выросшая из карнавала и основанная на том же принципе критики, гротеска и высмеивания, стала графическим отображением карнавала. Между тем, последняя обеспечила большую массовость, нежели народный праздник, ведь карнавал мог быть один или два раза в год.

В советское время карикатуры, направленные в основном на высмеивание бюрократов и советского быта, публиковались в литературном журнале "Гарун", сатирическом журнале "Возни". Сегодняшняя армянская карикатура, имеет богатые традиции, отличается тонким юмором, обостренным чувством справедливости и смелостью. Ведь лучшим оружием борьбы против негативных явлений во все времена был смех.
49555 просмотров