Вестник Кавказа

Карачаевские браки

Лада Леденева, Ставрополье
На днях женился мой знакомый - пятигорчанин, русский, представитель одной из творческих профессий. В жены взял карачаевку из Черкесска. По профессии она врач. Я не случайно упомянула о социальной принадлежности жениха и невесты - на расспросы о традициях такого замужества мне рассказали, что «брачующиеся» современные, образованные люди и далеки от горских традиций-предрассудков. Обоим чуть за 40, жену взял с ребенком, калыма не платил - вполне себе европейский брак. А ведь еще несколько десятков лет назад у карачаевцев был невозможен брак с представителем другой национальности, тем более без калыма. Во всяком случае, межнациональные браки сильно ограничивались. Запрещались браки даже внутри одной фамилии и между родственными фамилиями, происходившими от общего предка. Нарушение этого правила рассматривалось как преступление. Редкие случаи нарушения запретов встречались, главным образом, в среде высшего сословия. Богатые отдавали своих дочерей только в состоятельные семьи.

А вот выходили замуж/женились по нынешним меркам довольно рано. Юноша становился женихом с 18—20 лет, а девушка объявлялась невестой в 14—15 лет. Но бывало, что девушек выдавали замуж и в 13—14 лет, а мужчины вступали в брак в гораздо старшем возрасте. Причем, в семье строго соблюдалась очередность. Младшую не выдавали замуж, пока сыграет свадьбу ее старшая сестра. Это правило распространялось и на мужчин.

Несмотря на то, что карачаевцы исповедовали ислам, многоженство в Карачае не было популярным. Редко встречалось по две жены, еще реже - три. И, в основном, у крестьян: если старшая жена болела, должен же был кто-то работать по дому. Вот и брали в жены еще одну. Вторая жена во всем должна была подчиняться первой, делала более тяжелую работу по дому. “Чем выйти второй женой, лучше дома остаться”, — гласит карачаевская пословица.

Вообще у горцев было несколько форм заключения брака.
Одна из них - брак по сватовству, когда стороны договаривались об уплате калма за невесту. Сговор был также в нескольких формах. Практиковались помолвки малолетних детей, находившихся в колыбели, а иногда даже еще не родившихся. Обе эти формы были тесно связаны “калымным” браком. Частыми были случаи женитьбы двух родных братьев на единоутробных сестрах.
Особую форму заключения брака представлял так называемый обменный брак. В таких случаях семьи обменивались дочерьми, выдавая их замуж за сыновей другой стороны.
Еще одна форма брака - похищение, умыкане невесты. Похищение девушки вызывалось в первую очередь опасением безуспешности попыток положительного решения вопроса мирным путем, или же ввиду отказа девушки от своего обещания выйти замуж, а иногда если у засватавшего девушку не хватало средств на уплату калыма и слишком оттягивали время свадьбы. Удачное похищение приводило к тому, что юноша получал согласие на брак как невесты, так и родителей ее. Более того, жених иногда и вовсе избавлялся от уплаты калыма.

Приданое карачаевской девушки, как и у любой другой национальности состояло главным образом из одежды, ситцевого белья, шелковых рубашек, бешметов, серебряного пояса, нагрудника, платков, постельных принадлежностей, ковров, кошм, сундуков, шкатулок, различной величины тазов, кумганов, котлов и другой посуды. Все это, поступая в пользование молодой семьи, в различные сроки считалось личным имуществом невесты и должно было быть возвращено ей в случае развода.
71680 просмотров