Вестник Кавказа

Этнических русских в Армении практически нет

Давид Степанян, Ереван
Руководитель представительства Федеральной миграционной службы (ФМС) России в Армении Светлана Степанова в интервью ВК говорит о целях и планах своей структуры. 

- Какие цели преследует реализуемая ФМС в Армении программа? 

- Основная цель госпрограммы - содействие и оказание поддержки гражданам, нашим соотечественникам, принявшим решение переселиться в Россию на постоянное место жительства. Однако наша деятельность отнюдь не ограничивается одной лишь реализацией данной госпрограммы. В этом году исполняется ровно 15 лет со дня основания представительства ФМС России в Армении. Мы предоставляем самые разные услуги, в первую очередь, оказываем гражданам Армении консультации по миграционному законодательству РФ, по новым правилам пребывания, трудовой деятельности.
Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, начала действовать в республике с 2007 года. Учитывая, что в Армении этнических русских практически нет, к нам, в основном, обращаются армяне – граждане Армении.
К сведению, представительства нашей службы работают практически во всех странах СНГ, в том числе в Таджикистане, Киргизии, Туркменистане, Латвии, Молдавии и на Украине. Еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет о добровольном переселении в Россию. Это – мировая практика и наша работа ей полностью соответствует, без каких-либо исключений.

- В армянских СМИ определенной направленности активно критикуется деятельность вашего представительства. В частности, утверждается, что посредством программы ФМС Россия стремится заселить исключительно Сибирь и север страны. Какова география принимающих субъектов РФ и статистика отъезжающих?

- Это далеко не так, поскольку на сегодняшний день свыше 30 регионов РФ являются принимающими субъектами для соотечественников. Каждый регион выставляет у нас свои вакансии на работу. Потенциальный мигрант приходит к нам, выбирает регион и соответствующую вакансию под конкретную специальность и заполняет анкету.
Нас действительно активно критикуют за то, что, якобы, за счет госпрограммы Россия пытается заселить Сибирь, Север или Дальний Восток. В действительности, это не так. В программе представлены практически все регионы России – на Западе, в Центральном округе, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. География, как говорят, налицо.
Что же касается статистики, то за все четыре года реализации программы в Армении к нам обратились за консультацией 31656 человек. Анкет нами было принято 3587, число выданных свидетельств – 1104, всего же в Россию на постоянное место жительства выехало 2166 человек. Речь идет об участниках программы и их семьях. Мы принимаем лишь заявления на переселение на постоянное место жительства в Россию, а не на временной основе. Что же касается предпочтений армян, то в основном граждане Армении предпочитали Калининградскую область, которая уже практически закрылась для госпрограммы, а сейчас пользуются спросом Калуга, Липецк, Воронеж. Также популярными в последнее время стали и регионы Приморья, Новосибирского, Хабаровского краев, Еврейской автономной области. 

- Откуда тогда, по-вашему, “дует ветер” и каковы мотивы пропагандистской кампании, развернутой в армянских СМИ против вашего представительства? Ведь миграция в Россию в рамках госпрограммы явно не имеет угрожающего характера.

- Мне вообще непонятна цель таких заявлений. Они некомпетентны, безосновательны, спекулятивны. Я бы даже сказала, что они имеют какой-то антироссийский подтекст. Пользуясь случаем, хочу спросить тех, кто делает такие заявления, какую они, собственно, преследуют цель, и что предлагают? Некоторые обвиняют нас в том, что мы, якобы, способствуем «утечке мозгов» из Армении. Так вот, профессионалы везде востребованы в первую очередь. И Россия – не исключение. А сколько специалистов высокого уровня уезжает, скажем, в Европу, Америку. Кто–нибудь разве считал? Да, у нас очень востребованы врачи и учителя. Нужны строители, инженеры, рабочие, самые разнообразные специальности. В банке вакансий указан лишь должностной оклад, окончательная оплата труда зависит от квалификации и способностей конкретного человека. Мы отслеживаем судьбу переселенцев. Она складывается по-разному, как и везде. Примерно через полгода участники госпрограммы, как правило, получают российское гражданство, и их дальнейшая жизнь уже строится, как и для всех граждан.
Да, у Армении с Россией «льготный» характер отношений. Разве это плохо? Уверена, Армения хотела бы иметь такие отношения и с Евросоюзом. Я имею в виду безвизовый режим. Не думаю, что те, кто пишет критические статьи в адрес представительства ФМС, хотели бы, чтобы между Россией и Арменией были визовые препятствия, как скажем, с Грузией. Зачем все это?
Что касается статистики, о которой Вы спросили, судите сами, вот она. С высшим образованием из Армении в Россию по программе выехало - 44% переселенцев, среднее, профессиональное образование имеют – 30%, неполное, то есть школьное – около 25% наших переселенцев. Вот и решайте, можно ли это расценивать, как «утечку мозгов»? Думаю, что нет. При этом в госпрограмме есть и небольшие возрастные ограничения. По условиям, участниками программы могут стать лица трудоспособного возраста. На сегодня 27% переселенцев из Армении – люди до 30 лет, от 30 до 50 лет – 55%, старше 50 лет – оставшиеся 18%. 

- До какого года рассчитано действие программы и будет ли она продлена в дальнейшем?

- Программа рассчитана до конца 2012 года, но деятельность нашего представительства к ней не привязана, и нам есть чем заниматься и без данной программы. Надеемся, что активизируется работа по организованному привлечению трудовых мигрантов в Россию. Созданная в прошлом году российско-армянская рабочая группа разрабатывает сейчас соответствующее межправительственное соглашение. И как только оно будет согласовано и подписано, мы будем участвовать в организованном привлечении трудовых мигрантов для работы у конкретных работодателей в России с выдачей разрешений на работу еще в Армении. Преимущество такого набора в том, что все эти люди будут защищены с правовой точки зрения, у них будет медицинская страховка, в России их примет работодатель, у которого они будут легально работать по контракту и зарабатывать деньги. Что же касается продления действующей программы, то это решение принимается на государственном уровне. А наше дело – выполнять поставленные задачи и оказывать обратившимся к нам людям конкретную помощь. 
25775 просмотров