Вестник Кавказа

КРАСНЫЙ ПРАЗДНИК АРМЕНИИ

Сусанна Петросян, Ереван
Армяне во все времена считали христианство важнейшей составляющей национальной идентичности. Многие поколения воспитывались на примере главного героя романа Раффи «Самвел», герой которого - молодой князь Самвел - убивает отца и мать за то, что те предали свою веру, христианство, и приняли персидское огнепоклонство.
Даже в советское время в Армении не придавали забвению христианские праздники и обряды. Даже в одной из советских диссидентских песен говорилось: «Враг красит яйца в синий и зеленый, а мы красим яйца только в красный цвет». После обретения независимости древние христианские традиции пополнилось новыми атрибутами. Современность в определенной степени трансформировала некоторые элементы, придав старой строгой традиционности изящество и новые краски. В частности, это касается таких церковных обрядов как венчание и крещение.
В Армении пасха (по-армянски - затик) раньше называлась также кармир кираки (по-русски - красное воскресенье). Красный цвет вообще присущ этому празднику, он присутствует во многих ритуалах, начиная с того, что яйца должны быть выкрашены в красный цвет - цвет крови Христа. До сих пор те, кто придерживается буквы традиции, красят яйца луковой кожурой, что придает им красно-коричневый цвет.
Кроме того, древняя традиция предусматривала изготовление дерева из веток вишни, а также из переплетенных красных и зеленых ниток. Красная - символизирует женское начало, а зеленая - мужское. Кухню в эти дни украшали венком из колосьев зерна. Была популярна и самодельная кукла – Аклатиз - сделанная из картофеля и лука, в которую втыкали семь перьев, символизирующих пост, длящийся 49 дней или семь недель. Ночь перед пасхой люди не спали – веселились, пели и танцевали. Ложились спать лишь перед восходом.
Свершались на пасху и кровавые жертвоприношения. Сельская община заранее собирала деньги для этого. Обычно закалывали несколько волов или быков. Жертвоприношение свершалось во дворе церкви в субботу, накануне Пасхи. Мясо варили самые уважаемые и авторитетные семьи, пользующиеся доверием общины. Наутро, то есть в день пасхи, жертвенное мясо (по-армянски – матах), которое варили всю ночь, раздавали всем - если не съешь матах, не будешь есть мяса целый год.
Традиция кровавого жертвоприношения, которая еще сохранилась в некоторых селах, вызывает настоящий шок у других христиан. По мнению ученых, причиной сохранения кровавой традиции можно считать ранее (в 301 году) принятие армянами христианства, вследствие чего языческое жертвоприношение вошло в канон армянской церкви.
Пасха это незафиксированный, а передвижной праздник, по которому составляется весь церковный календарь. Время пасхи определяется так. Во-первых, пасха должна быть после 22 марта (дня весеннего равноденствия), когда у многих народов совершаются все самые главные новогодние ритуалы, например, навруз у мусульман. Во-вторых, пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния. По одной из легенд, в день пасхи солнце после восхода еще два часа стоит на месте из уважения к этому дню - так оно приветствует весь мир.
Пасха требует особой подготовки. Накануне праздника наблюдается ажиотаж, напоминающий предновогоднюю суету. Многие армяне, сохраняя приверженность выполнению основных ритуалов, относящихся к празднованию пасхи, дополняют праздник новыми элементами. На армянском столе вместе с зеленью и яйцами, могут появиться маленькие игрушечные цыплята или божьи коровки, яйца красят не только в красный, но в другие цвета. Но содержание этого святого дня осталось неизменным. Он приносит веру, мир, успокоение и добро
54175 просмотров