Вестник Кавказа

Абхазия отмечает День флага

Спартак Жидков, Абхазия

Вчера, 23 июля, в Абхазии отмечали День государственного флага. Странным образом именно этот день многие комментаторы привыкли рассматривать как дату провозглашения независимости Республики Абхазия в 1992 году. Но на самом деле официально Абхазия в тот день из состава Грузии не выходила. Де-факто Абхазия стала независимой от Грузии в день начала грузино-абхазской войны 14 августа 1992 года, когда в ответ на ввод грузинских войск в республику абхазское правительство вынуждено было объявить мобилизацию и перейти к боевым действиям. Но официально Абхазия не объявляла об отделении от Грузии до самого окончания войны – до 30 сентября 1993 года.

26 ноября 1994 года абхазский парламент принял новую конституцию, в которой Республика Абхазия была объявлена суверенным государством. Однако надо учесть, что понятие «суверенитет» употреблялось в широком смысле: суверенной могла считаться и автономия с достаточно высоким статусом. В течение 1990-х продолжались грузино-абхазские переговоры при посредничестве России и ООН. В этот период еще не было окончательно ясно, провозгласит ли Абхазия полную независимость. И только 12 октября 1999 года абхазский парламент принял акт «О государственной независимости Республики Абхазия».

Что же произошло 23 июля 1992 года? В этот день Верховный Совет Абхазии отменил конституцию 1978 года, по которой Абхазская АССР была автономией в составе Грузинской ССР, и взамен принял советскую же конституцию 1925 года, согласно которой Абхазия опять-таки находилась в составе Грузии. Однако название было изменено на новое – «Республика Абхазия», а помимо этого, утвержден новый, красно-бело-зеленый национальный флаг и герб с изображением Абрскила (абхазского аналога Прометея). Конечно, спустя полгода после исчезновения Советского Союза воссоздавать Абхазию в качестве советской республики и возвращаться к советской же символике было бы нелогично. Но именно эти действия абхазского парламента в Тбилиси расценили как отделение от Грузии. Почему так произошло?

Дело в том, что при образовании Советского Союза в него вошли всего девять республик, и одной из этих республик была Советская Социалистическая Республика Абхазия (ССРА). В этот период народы Средней Азии имели еще только автономию в составе РСФСР. В Закавказье же существовали четыре советские союзные республики – Азербайджан, Армения, Грузия и Абхазия. Советскую власть Абхазия приняла гораздо охотнее, чем Грузия, но абхазы стремились войти в состав СССР самостоятельно, а не в кильватере у грузин. Таким образом, уже 21 марта 1921 года на карте появилась Абхазия в статусе советской социалистической республики. Это была самая маленькая из советских союзных республик на тот период. Поскольку грузинские большевики уже пользовались немалым влиянием, они сумели настоять на том, что уже в ноябре 1921 года ССР Абхазия вошла в состав Грузинской ССР «на договорных началах». Появились две союзные республики, одна из которых подчинялась другой. Это подчинение не казалось чем-то невероятным, поскольку в этот период на территории будущего СССР существовали такие образования, как Дальневосточная республика, структура будущей державы еще была неопределенной.

Но даже после создания Советского Союза и окончательного утверждения границ большинства союзных и автономных республик продолжала существовать Абхазия в статусе советской союзной республики. И есть все основания полагать, что если бы у власти не оказался именно Сталин, то перехода Абхазии к автономному статусу не произошло бы ни в 1931 году (когда это и случилось), ни после.

Почему же в 1992 году абхазский парламент решил вернуться именно к конституции 1925 года, которая закрепляла именно эту схему – Абхазия в том же статусе союзной республики, что и Грузия, но при этом входит в ее состав и подчиняется Тбилиси?

Дело в том, что после провозглашения своей независимости Грузия могла пойти по пути строительства унитарного государства, в котором автономные образования получили бы минимум прав, а возможно, были бы и вовсе ликвидированы (как это было сделано с Южной Осетией 11 декабря 1990 года). Но Грузия могла бы и создать с Абхазией (а также, возможно, Аджарией и Южной Осетией) федерацию, что значительно смягчило бы все противоречия и дало бы основу для мирного существования в рамках единого государства. Депутаты абхазского парламента 23 июля 1992 года фактически потребовали от грузинской стороны начать переговоры о создании федеративного государства. В ответ из Тбилиси послали против Абхазии войска. Результат известен.

После окончания грузино-абхазской войны грузинская сторона на переговорах предлагала Абхазии восстановить именно эти отношения, но было уже поздно. Абхазы несколько лет требовали создания государственного образования на конфедеративных началах, а когда поняли, что грузинская сторона на это не согласится, провозгласили независимость в октябре 1999 года.

Таким образом, хотя 23 июля 1992 года не была провозглашена независимость Абхазии, именно эта дата стала поворотным пунктом в истории грузино-абхазских отношений – по меньшей мере, на десятилетия вперед.

14205 просмотров