Вестник Кавказа

Арман Геворкян: "Изменения конституции приспособлены под сохранение власти президента"

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван

6 декабря в Армении пройдет референдум по конституционным реформам, предусматривающим переход к парламентской форме правления. На вопросы "Вестника Кавказа" о политической и экономической ситуации в Армении, а также о важнейших направлениях внешней политики отвечает политолог Арман Геворкян.

- Сегодня центральным вопросом для Армении стали конституционные изменения. Насколько они целесообразны?

- Для изменения Конституции нет никакого ни общественного, ни политического запроса. Действующий президент хочет остаться у власти, используя должность "генерального секретаря" правящей партии. Проект изменений фактически приспособлен под эту задачу. В соседней Грузии бывший президент Саакашвили имел такое же желание. В 2010 году в Грузии были проведены конституционные изменения, предполагающие переход от президентско-парламентской к парламентской форме правления. Саакашвили рассчитывал, что правящая тогда партия Единое национальное движение одержит победу на парламентских выборах 2012 года, чего, однако, не произошло.

Здесь работает следующая логика - приспособить Конституцию к своим планам, организовать победу правящей партии на выборах, а затем стать либо спикером парламента, либо просто депутатом, который занимая позицию "генсека", будет давать указания и премьеру, и президенту. В Грузии этот план провалился и сегодня Саакашвили - губернатор Одесской области. Серж Саргсян видимо полагает, что его не постигнет неудача Саакашвили.

В странах, где еще не сформирована многопартийная система, поспешный переход к парламентской форме правления чреват дестабилизацией ситуации. В странах, где были осуществлены эти изменения - Молдове, Украине, Ливии, Ираке имеются проблемы с государственным управлением. Никто не гарантирует, что такие проблемы не возникнут и в Грузии. Для перехода к парламентской форме, нужна устойчивая многопартийная система. Таковая не сформировалось в большинстве государств постсоветского пространства, за исключением стран Балтии.

- Как вы оцениваете шансы сторон накануне референдума 6 декабря?

- Власть активно готовится сразу по нескольким направлениям. Первое - она намерена использовать свое большое преимущество в избирательных комиссиях. Второе - попытается использовать то обстоятельство, что от 500 до 700 тыс. избирателей отсутствует в стране. Это "резерв" властей на всех общенациональных выборах, который предполагает многократное голосование. Третье - хотя страна не имеет обязательства приглашать на референдум международных наблюдателей, в такой ответственный момент власть могла бы их пригласить. Но ничего сделано не было - международные организации пришлют лишь технические миссии.

Следующий уровень подготовки - агитационная кампания, которая ведется с использованием почти всех СМИ. Власти предполагали, что как обычно "запудрят мозги" населению. Однако тяжелая социальная ситуация стала причиной недоверия к властям, низкого рейтинга правящей администрации. В результате, граждане не воспринимают агитацию в пользу конституционных изменений.

Оппозиция в ходе агитационной кампании выбрала простую модель - вместо разъяснения гражданам всех проблемных моментов де-факто новой Конституции, выдвинута схема - Конституция меняется для того, чтобы Серж Саргсян остался у власти. Использование этой простой схемы привело к достаточно быстрому формированию негативного общественного мнения. Кроме того, оппозиция сумела грамотно использовать имеющиеся в ее распоряжении весьма ограниченные финансовые ресурсы. Было снято множество качественных рекламных видеороликов и эффективно использован интернет. Однако перед оппозицией стоит непростая задача обеспечения активного участия граждан в голосовании, контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

- Почему в преддверии референдума не проводилось соцопросов?

- Впервые с конца 1990-х не было ни одного социологического опроса. Оппозиция не обладает необходимыми ресурсами, чтобы организовать хотя бы один внушающий доверие опрос. Власть же инициировала несколько опросов, но поняла, что реальное положение дел для них плохое и в нарисованные цифры никто не поверит. Исходя из этой тревожной ситуации, не стали публиковать результаты проведенных опросов.

- В чем причина того, что экономика Армении не растет и до сих пор ВВП не достиг уровня докризисного 2008 года?

-  Сформированная в начале 2000-х модель "трансфертной экономики", предполагающая пересылку армянскими мигрантами денежных переводов из России в Армению в объеме 2 млрд долларов, оказалась перед серьезными вызовами. Ожидалось, что переводы трансформируются в инвестиции, чего однако не произошло, так как трансферты стали оседать в карманах импортеров.

Модель начала давать серьезные сбои в связи с проблемами в российской экономике. Необходимо было перестроить экономику Армнении и ориентировать ее на экспорт. Времени для этого было более чем достаточно. Финансовые средства выделяла и Россия, и МВФ, но экономику не перестроили. Потому что в ориентированной на импорт экономике заинтересован круг людей, которые находятся у власти.

Несмотря на все существующие проблемы, в этом году был ряд показателей, благодаря которым возможно будет обеспечить рост ВВП порядка 1%. Речь идет о сельском хозяйстве, где был зафиксирован рост более чем 12%

Однако для большего роста ВВП этого недостаточно, потому что сельское хозяйство в общем объеме экономики Армении не занимает столь большого места.

- Насколько эффективна на этом фоне внешняя политика Еревана?

- Для Армении важную роль играет то, как будут проходить дальнейшие интеграционные процессы внутри Евразийского экономического союза. Большое значение имеет и встреча президентов Армении и Азербайджана, которую запланировано провести до конца года. Армения поддерживает действия России в Сирии, и Ереван крайне заинтересован в том, чтобы операция российских ВКС как и действия ее союзников в этой стране увенчались успехом. Важно и то, как будет проходить процесс снятия санкций с Ирана, что откроет новые возможности. Планируемые с Евросоюзом переговоры относительно подписания нового документа в рамках программы "Восточное партнерство" также открывают новое окно возможностей для Армении. Но эффективность внешней политики и политики сферы безопасности могла быть несомненно выше, если бы не было такого клубка внутренних проблем.

 

12965 просмотров