Вестник Кавказа

Бакинский калужанин, калужский бакинец

Ушел из жизни замечательный художник, бакинский калужанин, калужский бакинец Садых Багиров. Этим летом ему исполнилось бы 75 лет, и почти все эти годы он воспевал легенды и природу родного Азербайджана и ставшей для него родной Калуги.

Он родился в Баку, но в России прожил почти четыре десятка лет. Служил на Волге в ракетных войсках, учился в Саратовском художественном училище, в Харькове, потом снова уехал в Баку – он считал себя "настоящим гражданином СССР". Даже со своей будущей женой Людмилой Бобровской художник познакомился в поезде, колесившем по необъятным просторам советской страны. Влюбился мгновенно – говорил, что его как художника поразила красота и утонченность девушки. Такими же красавицами родились и дочки.

В 1978 году при рождении первой дочери - Лейлы ей занесли гнойную инфекцию, повлекшую осложнения, и варяи объявили, что только что родившейся девочке осталось жить совсем недолго. Небольшим, но шансом на спасение могла стать перемена климата. Садых и Люда долго не думали – тут же отправились из ветреного Баку в тихую и уютную Калугу, где жили Бобровские. Лейла окрепла в считанные дни.

Тут Багрову повезло и во второй раз – художника приняли как своего, сразу же выделили мастерскую и предложили участвовать в выставках.
Он отплатил новой родине сполна, прославив ее в своих пейзажах – писал леса, поля, церквушки, монастыри старинную Калугу, сохранившую дух старой России.

Однако Азербайджан всегда оставался в сердце художника.
Приезжая в родной город, Багиров почти никогда не выпускал из рук кисть – писал Ичери-Шехер, старые улочки и, вдохновленный красивой романтической легендой, Девичью башню, причем как в современном ее виде, так и такой, какой она была несколько веков назад.

Художник использовал любую возможность, чтобы съездить на родину. Он объехал все районы, был в Карабахе, много рисовал Шушу, Гек-Гель, Шахдаг, Хыналыг, ездил по Закатальскому району, писал виды Илису — уникального села-родины полутора десятка академиков.

В Азербайджане говорят, что Илису рождает ученых, Шемаха – поэтов, а певцов рождает Карабах. У Багирова есть целая серия работ "Карабах — боль моя". И здесь нет никакой политики – есть только боль. Слишком диссонировала карабахская война в сознании Багирова с его детством, когда в бакниской многоэтажном доме на одной лестничной площадке жили азербайджанские, русские, еврейские и армянские семьи, и не было никакой межнациональной розни.

"Я долго живу в России, и у меня нет «национального сползания», если можно так выразиться. За свои 70 с лишним лет я понял, что все люди одинаково радуются, одинаково плачут, одинаково переживают за своих детей. Война в Карабахе, эта политическая игра, для простых людей оказалась ударом. Мы видим практически то же самое на Украине, где льется кровь, гибнут граждане этой страны", - говорил Багиров незадолго до смерти.

Каждое воскресенье художник проводил в своей мастерской занятия с азербайджанскими детьми. Он рассказывал ребятам об азербайджанских поэтах, художниках, музыкантах, показывал картины, они вместе рассматривали книги одного из величайших поэтов и философов XII века Хагани Ширвани, классика средневековой азербайджанской поэзии Низами, поэта и мыслителя XVI века Мухаммеда Физули, поэта советского периода Самеда Вургуна.

Надо, чтобы дети знали свою культуру и гордились ею, говорил художник. Свои дети у Багирова давно выросли. Лейла окончила юридический институт и вышла в Калуге замуж за азербайджанца, а младшая Севиль, выросшая на мугамах, музыке Фикрета Амирова, Узеира Гаджибекова и Кара Караева, стала музыкантом.

"Меня часто спрашивают, какие картины любимы мною. На этот вопрос у меня один ответ: дочери – самые любимые мои произведения! Лучшего я ничего не создал", - говорил Багров.

Он был уверен, что художника нельзя ограничить рамками в творчестве, и национальность здесь не имеет значения. Когда он пишет картину, он забывает, какой он национальности, полностью погружаясь в творчество. Однако при этом Багирову удалось объединить вокруг себя всю азербайджанскую диаспору Калуги – люди собирались у него и в радости и в горе. Багиров – Учитель от Бога, говорят калужане. Выставки его учеников пользовались ошеломляющим успехом. В художественной школе, где он преподавал, всегда был настоящий аншлаг - родители вели своих детей в студию Багирова, рвались только к нему.

После смерти художника память о сказочных пейзажах Азербайджана, извилистых улочках старого Баку, русских церквях и монастырях будут хранить его картины, многие из которых остались в частных собраниях России и Азербайджана, Украины и Польши, Югославии и Франции, Италии и Германии, Бразилии и США.

"Вестник Кавказа" предлагает читателям также ознакомиться в видеосюжетом, снятым любительской камерой, где художник показывает свои картины.

17690 просмотров