Вестник Кавказа

«Часто экстремистскую идеологию сравнивают с революционным движением»

Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов поделился своим видением формирования экстремизма в мире, и на Северном Кавказа в том числе. По мнению ученого, радикализация молодежи происходит из-за оторванности от традиционных ценностей, характерных для региона.

Определение экстремизма очень расплывчато. Существует очень много разных определений, и нет общепринятого определения. Есть, безусловно, правовое определение, причем я бы даже сказал, правовые определения, в разных странах они совершенно отличаются друг от друга. Но здесь важно просто понимать, что люди вкладывают в это определение. Как правило экстремизм по происхождению, по семантике этого слова – это крайность. Это крайность взглядов, причем взглядов не только политических, но и взглядов религиозных, социальных или каких-либо других. Но экстремизм – это не только крайность убеждений, это еще действия. Когда снимаются все преграды. Часто экстремистскую идеологию, экстремизм сравнивают, хотя не совсем точно, с революционным движением. В исламских странах, например, деятельность крайних экстремистов, экстремистское представление Ислама считают революционным Исламом.

Безусловно, с одной стороны, это революционный Ислам, потому что он не воспринимает никаких компромиссов, он предполагает разрушение всего, что было создано. Естественно, нет рецептов как бороться с экстремизмом, иначе экстремизм был бы совершенно однозначно побежден давно. Но есть некие выработанные человечеством в ходе продолжительной истории какие-то идеи, механизмы, какие-то представления, которые нужно последовательно реализовывать. В первую очередь, безусловно, это сфера образования. Т.е. как появляется экстремизм, когда политические ориентации… Это всегда протестное движение. Этот протест может быть социальным, религиозным, каким угодно. Это протест против существующей системы, которая сложилась против традиции, которая устоялась. Но этот протест актуализируется только тогда, когда происходят большие, серьезные трансформации. Когда меняются ценности с ориентацией, когда все приходит в движение, и старые традиции всегда полностью, либо не удовлетворяют, либо кажется, что они не удовлетворяют, потому что люди имеют некоторые из них, поскольку процесс трансформации всегда очень сложный. Имеют иные, противоречивые ориентации. Поэтому самое важное, как мне представляется, начинать с мусульманского образования, если это мусульманский экстремизм. Начинать с воспитания гражданской идентичности, если это этнический экстремизм, сепаратизм. Начинать преодолевать противоречия, которые существуют, но не только между различиями в этнической плоскости, но и в плоскости религиозной: межконфессиональной, внутриконфессиональной и консолидировать общество во имя достижения общих целей. В конечном итоге это может, по крайней мере, если не полностью победить, потому что никогда не будем мы полностью одинаковыми, всегда останутся спектры. По крайней мере, мы сможем приблизиться к более гармоничному обществу.

6875 просмотров