Вестник Кавказа

DetectiveFEST в Москве

Появившиеся в 1990-х в России "ментовские" сериалы до сих пор пользуются феноменальным успехом у зрителей. Милиционеры, ставшие теперь полицейскими, признавали, что благодаря сериалам слово "мент" перестало быть ругательным. Говорят, секрет успеха подобных малобюджетных телефильмов в том, что над их созданием работали профессионалы, сумевшие понять, что народу к тому времени уже надоели американские герои - страна нуждалась в своих собственных.

На днях в Москве прошел уже ХVII Международный фестиваль детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики DetectiveFEST.
Фестиваль призван расширять сотрудничество между народами в сфере кино и телевидения и поддерживать авторов, создающих фильмы и программы, консолидирующие общество в борьбе с преступностью и терроризмом.
Это единственный в мире фестиваль детективов, где получают путевку в жизнь популярные сериалы и знаменитые блокбастеры. Оценивают здесь и материалы, сделанные в жанре журналистского расследования. DetectiveFEST ежегодно собирает от 500 до 900 участников из разных стран - от России и Белоруссии до Ирана и Хорватии.

В конкурсной программе фестиваля принимали участие игровые и документальные кино- и телефильмы, телепрограммы, новостные сюжеты. Участники из сорока стран мира боролись за победу номинации "Терроризм - угроза миру!", где были представлены фильмы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, ксенофобией, расовой и религиозной ненавистью; в номинации "Грязные деньги" - о борьбе с коррупцией, в номинации "Преступление и наказание" - о борьбе с разными видами правонарушений, в номинации "Мир без наркотиков!" - о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в номинации "Гражданское общество" - о борьбе граждан за свои права, в номинации "Война и мир" - о воинской службе и воинском долге, в номинации "SOS" - о спасении людей и, наконец, в номинации "Безопасность на дорогах" - о безопасности дорожного движения.

В рамках фестиваля прошел также круглый стол "Кино и полиция", участники которого говорил о взаимодействии правоохранительных органов, структур власти и общества при создании идеологического кино, в частности, о том, как создать образ положительного героя-полицейского. "Практически все фильмы, которые были сняты за последние 15-20 лет о полиции, идеологически направлены против полицейских. В результате мы получаем исковерканный образ сотрудника органов внутренних дел", – считает заместитель начальника 5 отдела Управления информации и общественных связей Главного управления МВД России по Москве Олег Соколовский. Председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко задалась вопросом, привлекают ли сценаристы и режиссеры к своей работе консультантов из МВД, которые бы помогали не допускать разного рода ошибок и искажения информации о деятельности полиции.

Президент фестиваля DetectiveFest Юрий Митюшин выразил мнение, что необходим государственный заказ на идеологические фильмы и соответствующее финансирование. Чтобы популяризировать деятельность силовых структур, он предложил проводить в Москве праздник "День детектива" и аллею мэтров детективного жанра.

В интервью "Вестнику Кавказа" Митюшин заявил, что "в Международном фестивале детективных фильмов каждый год участвует огромное количество стран. В данном случае было порядка 30. 74 полнометражных фильма, много сериалов, программ, телепрограмм правоохранительной тематики. Все номинации фестиваля – отражают самые болевые проблемы общества. И в этом наша сила. Мы работаем с тележурналистами криминально-правоохранительной направленности. Эти люди занимаются очень непростым делом. Они получают пинки и сбоку, и слева, и сзади, и откуда угодно. Но они говорят правду. Правду о том, что надо бороться с коррупцией, с произволом чиновников, с наркотиками. Надо заниматься безопасностью на дорогах. Надо формировать некую государственную идеологию, которая должна показать людям, что жить по закону – гораздо выгоднее и спокойнее, чем этого не делать. Тюрьма, к сожалению, не исправляет, и то горе, которое человек приносит, занимаясь стяжательством, коррупцией, воровством, обязательно дает потом свои негативные плоды.
С одной стороны общество хочет быть свободным, чтобы его никто не контролировал, с другой стороны, общество хочет безопасности, однако почему-то не очень помогает правоохранительным органам наводить порядок в стране. Не может быть порядка без ущемления свобод. Если вы живете по закону, вы на него не обращаете внимания. Он вам абсолютно не мешает.
Хотелось бы, чтобы правители были помудрее, чтобы они просчитывали на много шагов вперед, чтобы они слушали представителей гражданского общества. И этим гражданским обществом, являются те же самые бывшие сотрудники правоохранительных органов. Я 22 года служил в вооруженных силах, 5 лет в центральном аппарате МВД, и до сих пор работаю на те цели и задачи, которые были раньше. Главная задача - создание системы уважительного отношения к закону".

Сам Митюшин одной из главных проблем считает наркотики: "Надо поднимать общественность, объединять все усилия всего общества, и наказывать тех, кто занимается распространением наркотиков, самым жесточайшим образом. Мне нравится опыт Ирана - они наркокурьеров просто вешают. Как правило, образуется смычка тех, кто занимается распространением незаконным оборотом наркотиков, и тех, кто контролирует эти наркотики. Я свое время я смотрел один фильм, в котором наркобарон оказался наркоманом - получил бумерангом то, на чем он наживался. В вопросах наказания за такого рода преступления лучшая демократия – военная диктатура".

Комментируя иранский фильм “Звуки моей Родины”, победивший на конкурсе, Митюшин заявил: "Иранский фильм посвящен борьбе с религиозным экстремизмом, с той ситуацией, которая возникает на территории Ирана, Сирии и части Ирака. Это страшная вещь, потому что религиозные войны были всегда самыми жестокими, самыми кровопролитными и беспощадными. Я атеист по своей природе, больше склонен к науке, но мне думается, что все религии объединяет то, что каждая из них стремится к всеобщему человеческому счастью. Могут быть разные способы, методы, различный антураж, разная одежда, привычки, обычаи. И это прекрасно. Вообще, я считаю, что лучше бороться на уровне кухни - у кого еда вкуснее. Это по мне! Поэтому я такой толстый и упитанный!".

Однако главным на фестивале, пожалуй, стал его международный формат. И здесь уместно перечислить хотя бы нескольких номинантов. Среди сериалов номинантами стали телефильмы из Новой Зеландии, Франции, Непала и Ирана. Жюри оценило также игровые фильмы"Rearview" (Канада), "Разведбат" (Украина), "The Bridge at The End of The World" (Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Франция), "Надо жить" (Белоруссия), "Solitary", (Великобритания), "Therapy for Morder" (Румыния), "The Night of The Mouse" (Испания), "The World of Kanako" (Япония), "Colt 45" (Франция), "The Last Executioner" (Тайланд), "I AM NOT LORENA", "THE BADGE", "Freaky Deaky" (США), "The Ambassador To Bern", "The Sketch Artist", "Herofinders" (Венгрия), "Sweetheart" (Германия, США), "The Way You Die", (Германия), "Song Of My Land" (Иран).

"Вестнику Кавказа" удалось поговорить с некоторыми победителями конкурса.

ИРАНСКИЙ ПРОДЮСЕР И РЕЖИССЕР АМИР ХУСЕЙН ШАРИФИ

- Мой фильм, посвященный борьбе с террористической организацией "Исламское государство", взял первый приз. Этот фильм – не только мое достижение, это достижение всего нашего народа, который борется против терроризма. Наше государство нетерпимо относится вообще к терроризму в целом. Но я снимал не в своей стране, а на границе между Ливаном и Сирией. В фильме задействованы актеры из Сирии, из Египта, из Левана.
- Ваша жена – актриса, она тоже снималась в вашем фильме?
- Нет, но она играла главную роль в детективном сериале "Седьмой ангел", снятом Гостелерадио ИРИ.
- Будет ли ваш фильм показан в других странах?
- Этот интернациональный фильм не только потому, что в нем снимались представители других стран, а потому что необходимо объединение усилий всех стран в борьбе с "Исламским государством", ставшим злом планетарного масштаба. Они прикрываются исламом, но не являются истинными мусульманами. С такими надо бороться везде, во всем мире. Я подчеркиваю интернациональный характер темы, и думаю, что этот фильм будет востребован во многих странах.
Я снял 142 фильма, участвовал в шести фестивалях DetectiveFest, и в двух получал награду как лучший продюсер. Я получал 70 призов и наград на международных кинофестивалях в США, Франции, Германии.

БЕЛОРУССКИЙ РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "НАДО ЖИТЬ" АЛЕКСЕЙ ТУРОВИЧ

Я получил приз за лучший профессиональный сценарий, режиссуру и актерскую работу в фильме "Надо жить". Фильм рассказывает историю женщины, которая психологически была не готова общаться с людьми, которые недостойно себя вели по отношению к ней. Это детектив и мелодрама о послевоенном времени.Сценарий к фильму написал Анатолий Делендик - заслуженный деятель искусств Беларуси. Картина основана на реальных событиях. Первоначально название было "Грешница", но я предпочел оптимистический вариант "Надо жить". Проблема сегодняшней молодежи одиночество и, как следствие, суициды. Это касается не только Беларуси.В фильме поднимаются вопросы одиночества и любви. Любовь беречь, а сегодня жизнь приводит к тому, что молодые становятся наркоманами, думая не о жизни, а о том, как насладиться искушением того, что их погубит. Поэтому фильм адресован в первую очередь молодежи. Для подростков, педагогов и родителей, которые сегодня друг друга, это фильм-размышление о жизни.
- Долго шли к идее создания такого фильма?
- Да, я долго шел к этому, потому что фильм основан на реальных событиях. Нужно было создать культуру кадра, потому что я не приемлю секс или извращения в фильмах, но мне нужно было показать историю молодой женщины, которая мстила мужчинам за обманутую любовь. Нужно было много работать с актрисой, кастинг сложный - трудно было подобрать актрису, которая бы смело, талантливо сыграла эту роль. Надо было сыграть так, чтобы каждая женщина могла себя видеть в такой роли в такой ситуации. Поэтому этот сценарий меня и заинтересовал, как игровой фильм.
- И кто же сыграл героиню?
- Виолетта Сарвирова из минского Драматического молодежного театра. Сейчас, кстати, она в декрете.
Конечно, снимать было сложно – мы выбивались из графика, должны были летом снимать, но снимали в начале осени. Героиня должна была падать в озеро, а вода была очень холодная. Но приходилось снимать.
Мне очень приятно, что оценили фильм "Надо жить", приятно получать награды.

Жюри в особо отметило конкурсантов с Северного Кавказа. Так, корреспондент телеканала "Архыз 24" Махмут Бисилов стал номинантом фестиваля сразу в двух номинациях. В финал прошли два новостных сюжета журналиста – "Рейд по нелегалам" и "Операция "Автобус"". Первая работа была снята по итогам совместного с миграционной службой рейда по объектам Карачаево-Черкесии, где использовался нелегальный труд мигрантов. Во втором сюжете журналист затронул проблемы безопасности на дорогах КЧР, где в автомобильных авариях погибают люди.

Творческая группа "Пятигорского времени" привезла из Москвы "серебряный" диплом". Программа "Пятигорское время", дебютант фестиваля, была представлена сразу в трех номинациях. Сюжет о рейде главы города в городскую больницу претендовал на победу в номинации "Преступление и наказание", а информационные материалы о работе молодежного лагеря "Машук" и репортажи о том, как столица СКФО принимает беженцев с юго-востока Украины, были представлены в самой значимой и обширной номинации - "Терроризм - угроза миру". Именно здесь, несмотря на жесткую конкуренцию, пятигорчанам и удалось завоевать второе место.
Но самой ценной наградой пятигорчане считают диплом и признание в номинации "Война и мир" фильма о герое русско-японской войны Иосифе Трумпельдорфе.

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПРОГРАММЫ "ПЯТИГОРСКОЕ ВРЕМЯ"

Мы готовили телепрограмму, посвященную герою русско-японской войны, пятигорчанину Иосифу Трумпельдору. Личность легендарная, удивительная. Пока готовили программу, узнали много нового, необычного и забытого об этом уникальном человеке. Сегодня много говорят о Первой мировой, о Второй мировой войне, но никто не любит вспоминать позорную, тяжелую для России Русско-японскую войну. Но ведь тогда были тоже свои герои. Один из них Иосиф Трумпельдор, человек, который не ушел их армии, даже будучи раненым, даже оставшись с одной рукой, а попав в плен, сумел остаться человеком и учил русских солдат грамоте. Узнав об этом, японский император был настолько поражен мужеством этого человека, что велел изготовить для него протез, на котором было написано золотыми буквами "От японского императора русскому солдату". Когда мы готовили эту программу, мы влюбились в своего героя, и нам очень приятно, что эту любовь увидели и члены жюри, отметили нашу работу.

ПОДПОЛКОВНИК ПОЛИЦИИ МАРИНА ГИКИЕВА (НАЛЬЧИК, КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ)

На 17 международном кинофестивале DetectiveFest мы представляли фильм "Терроризм – идеология насилия". У нас неспокойный регион, молодежь подвергается влиянию деструктивных сил. Мы решили снять этот фильм и показывать его для работы с молодежью в школах, университетах по всем телеканалам нашей республики. Нас очень поддержал глава КБР Юрий Коков. Мы делали фильм совместно с Международной полицейской ассоциацией. Они нам высылали технические задания, а мы выполняли их, снимали. Фильм затрагивает души. Кому я успела показать, даже плакали. Дай Бог, чтобы молодежь наша точно так же отреагировала на этот фильм, и чтобы в дальнейшем таких фильмов было как можно больше. Фильм о терроризме во всем мире, и в России, и на Северном Кавказе, и в Кабардино-Балкарии.
11980 просмотров