Вестник Кавказа

Экстремизм физиологический и биологический

В последнее время экстремизм на Северном Кавказе находит все меньше поддержки, но это не означает, что тема радикализма перестала быть актуальной. К такому выводу пришли участники круглого стола «Экстремизм в обществе: причины возникновения и способы борьбы».

Военный психолог, директор спецпрограмм Московского центра защиты от стресса Алексей Захаров, которому часто приходится общаться с бывшими террористами, пришел к выводу, что среди них много ребят, которые были вполне социально устроены в момент, когда принимали решение по переходу в бандподполье или в экстремистскую организацию. Однако, в большинстве своем эти ребята были серьезно оторваны от своих традиционных корней, культурных корней, которые определяли систему общения и жизни. «Это люди, которые потеряли то, на что опирались, и на чем воспитывались их предки, и не приобрели взамен ничего нового. Очень мало могли рассказать о национальных и религиозных особенностях своего народа и своей семьи. Их это не интересовало, они не понимали, чего хотят. Они хотят чего-то нового, чего-то другого, но чего - определить не могли», - говорит Захаров.

Другой отличительной особенностью юношей, вступивших на путь войны, Захаров называет игроманию. Причем большинство играло не на компьютере, а на телефоне. «При игре на телефоне используются два пальца - указательный и большой. Система рефлекса, которая закладывалась в системе игры (а играли они как правило, в агрессивные игры, вроде Counter-Strike) закладывала систему принятия решений по поводу чьей-то жизни. Можно играть большим и указательным пальцем на клавиатуре и тоже самое делать, нажимая на спусковой крючок автомата. Эта оторванность этих ребят от системы сознания ценности жизни, от системы понимания ценностей жизни, которые воспитаны на северокавказской земле. Они воспитаны и воспитываются всегда по-особенному, потому что на этой земле, к сожалению, очень много воевали, поэтому ценность жизни знают хорошо», - считает психолог.

По его словам, социальные инструменты на Кавказе по сохранению жизни и выстраиванию отношений таким образом, чтобы войну отодвинуть как можно дальше или какую-то стычку отодвинуть как можно дальше вырабатывались веками.
«Система экстремизма выстраивается на людях, потерявших свою этно-культурную идентичность, свою национальную идентичность. О людях, которые попали в некий субстрат, говорить как о людях не приходится, к сожалению. Экстремизм – это фактор не только социальный и политический. Это фактор физиологический и биологический. Экстремизм, однозначно совершенно, приводит к разрушению личности. Те экстремисты и террористы, которые достаточно долго существовали в этой среде, которые привязаны в этом отношении к этим показателям, через определенный период времени становятся людьми, мягко выражаясь, ненормальными. То есть людьми, которые требуют медицинского или психологического вмешательства, потому что обычным путем их социализировать или вернуть в нормальные, социальные отношения невозможно».

 

11590 просмотров