Вестник Кавказа

Европа не боится газового кризиса

Европа не боится газового кризиса
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Этим летом газ на рынке ЕС подорожал на 21% после того как "Газпром" перевел Украину на предоплату. Эксперты объясняют рост цен опасениями, что напряженность в отношениях между Россией и Украиной приведет к перебоям в поставках топлива. Как отмечает Bloomberg, газохранилища Украины сейчас заполнены менее чем наполовину, и власти перешли к режиму экономии газа. Киев рассчитывает покрыть более 50% потребностей в импортном газе за счет Словакии, Венгрии и Польши. По данным Интерфакса, за первые полгода 2014 года Украина импортировала из Евросоюза 4 млрд 172 млн кубометров газа, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В августе Украина приняла закон, предусматривающий возможность введения запрета на транзит газа по своей территории для "Газпрома" и предложила европейским партнерам покупать газ непосредственно на западной границе России и заключать прямые договора на его транзит по территории Украины. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, со своей стороны, заявил, что перенос точки закупки газа с границы Украина-ЕС на границу Украина-Россия потребует пересмотра транзитных контрактов, поэтому этого невозможно достичь в краткосрочной перспективе.

Однако руководитель Германского энергетического агентства Штефан Колер не видит никаких признаков кризиса в сфере европейской энергетики: «Ситуация в Германии и вообще в Западной Европе пока не характеризуется какой-то напряженностью. Цены скорее направлены вниз, а не вверх. Нельзя сказать, что из-за событий на Украине, в Ираке или в других местах, где ситуация неспокойна, цены растут. Цена на нефть сейчас снижается, и это не свидетельствует о каком-то кризисе. В газовой сфере, где Россия играет такую значительную роль, мы тоже не наблюдаем сейчас какой-либо кризисной дискуссии».

Что касается Украины, то, по мнению Колера, «ситуация там пока еще не кризисная. Там хорошо наполненные подземные хранилища. Хранилища в Европе, в Германии тоже заполнены. Поэтому я не считал бы нужным драматизировать ситуацию. Нам нужно подумать о том, где могут возникнуть конфликты с наступлением зимы — и, конечно, Украина как страна-транзитер имеет здесь очень большое значение — и что нужно сделать для того, чтобы вопросы транзита не нарушили гармоничных отношений между Россией и Западной Европой».

По данным Колера, немецкие компании начали присматриваться к нефтегазовой инфраструктуре Украины: «На вопрос, готовы ли европейские или немецкие предприятия участвовать в украинском рынке газа, можно однозначно ответить «да». Предприятия уже активно начинают выходить на этот рынок. Главное - определиться, какой стратегии следует придерживаться. Развитие должно идти вместе с Россией, чтобы создать инфраструктуру на будущее. Западные предприятия должны инвестировать не против России. Нужно искать общие стратегии и реализовывать их. Ваш президент на экономическом форуме в Санкт-Петербурге достаточно четко сказал в своем докладе, что решение украинского вопроса возможно только совместными усилиями, только если и Россия, и Европа будут участвовать и работать вместе, а не друг против друга. Ни Россия, ни Западная Европа не могут самостоятельно разрешить украинский конфликт. Поэтому нужно развивать совместную стратегию, т. е. сотрудничество, а не противостояние».

Директор Берлинского центра изучения Каспийского региона Бахруз Абдолванд напомнил, что с 1994 года транзит газа через территорию Украины не раз использовался в качестве политического аргумента, и подчеркнул, что в данном вопросе все стороны зависят друг от друга: «Диверсификация важна для каждого из партнеров. Это касается взаимоотношений России с Европой, России с Китаем... Энергетические рынки — это не рынки производителей, это рынки потребителей. С учетом структуры рынка цены сейчас направлены вниз. Это касается и газового рынка. Ситуация со снабжением там вполне нормальная».

Как полагает глава думского комитета по энергетике Иван Грачев, и Россия, и ЕС, на самом деле, заинтересованы в наращивании поставок газа в Европу, а призывы сократить потребление российского газа утопичны: «Реальная солнечно-ветровая энергетика с учетом дублирования при больших объемах в 5-10 раз дороже, чем обыкновенное производство газа. Газ ничем, кроме угля, по ценам заменить нельзя». По его мнению, «зеленое», экологически чистое развитие, которое выбрала Европа, строится на российском газе; поэтому импорт газа из России будет расти, учитывая, что российских ресурсов достаточно, чтобы поставлять в Европу не только сегодняшние 160 млрд кубометров, но и 200 млрд кубометров газа».

Но Грачев считает, что есть проблемы, связанные с транзитом газа через территорию Украины: «Первое, с началом зимы они начнут потреблять газ, который им технологически нужен для бесперебойных поставок газа в Европу. Представить себе, что они без всяких поставок газа из России - а они их не оплачивают - и без всяких изъятий газа из подземных хранилищ проживут эту зиму, невозможно. Денег на оплату российского газа у них нет. Пока на востоке идет война, их и не будет. Потому что весь транш, который им дали, они потратили — частично на социалку, а в основном на войну... Расплачиваться за российский газ им нечем, и это, на мой взгляд, очень большая проблема, которая касается отчасти и Европы».

Грачева возмущает также, что «вместо тройственного соглашения, которое надо было по украинским трубам подписывать Германии, России и Украине, Украина пытается продать их в основном США. Это вмешательство геополитики в экономическую целесообразность. Потому что, как при этом в режиме санкций поведут себя американские владельцы этих труб, предсказать довольно трудно. И вряд ли интересы Европы их будут волновать в этой ситуации».

10745 просмотров