Вестник Кавказа

Грозный с воинской славой -2

Тимур Уцаев, Грозный
Продолжение. Начало см. http://vestikavkaza.ru/articles/Groznyy-s-voinskoy-slavoy.html?sphrase_id=39089 
70 лет назад началась битва вооруженных сил нацистской Германии и Красной армии за контроль над Кавказом. Это было сражение за грозненскую и бакинскую нефть как важнейший ресурс, способный изменить ход войны. На митинге в Грозном 26 августа 1942 года молодые люди дали клятву остановить врага и очистить Кавказ от оккупантов. Когда планы фашистов захватить богатства Чечено-Ингушетии провалились, гитлеровцы решили уничтожить грозненскую промышленность и запасы нефти. С 10 октября 1942 года Грозный подвергается массированным бомбардировкам, в городе начались пожары. Сейчас, чтобы отдать дань уважения защитникам республиканское руководство выступило с инициативой присвоить Грозному звания "Город воинской славы". В чеченскую приехали представители администрации президента России, чтобы, узнать соответствует ли город критериям почетного звания. Оценки тем событиям дают историки и эксперты. 

Профессор, кандидат исторических наук Мовсар Ибрагимов
В июле в 1942 года был сформирован Закавказский фронт. Ставка понимала, насколько важен в стратегическом плане город Грозный. В Грозном создавались полки, дивизии,  1127-я защищала Грозный. Народы Чечни и Ингушетии прекрасно понимали значение защиты города. В июле был проведен митинг в Орджоникидзе, на который собрались представители практически всех народов Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши поклялись до последнего защищать свой город, что и получилось. Практически все города Северного Кавказа были сданы. Я не хочу ничего плохого сказать в адрес тех, кто их защищал, но так получилось исторически. Остановить же немцев смогли только на подступах к Грозному и это заслуга в первую очередь Красной армии. Но без поддержки народа армия практически ничего не смогла бы сделать, были созданы трудовые отряды, куда вошли ингуши, чеченцы, армяне, евреи и многие другие.

Начальник Архивного управления Чечни Магомед Музаев
Были всего лишь две серьезные нефтяные опоры для всего огромного Советского Союза - это Баку и Грозный. Ни татарской нефти, ни сибирской нефти, ни других нефтяных центров, которые сейчас миллионы тонн нефти дают, тогда не было. Если бы лишились вот нефтяных центров Грозного и Баку, то страна и ее промышленность могли бы рухнуть. И армия, авиация и танки и другая боевая техника снабжалась горючим из этих двух источников. Немецкие специалисты, которые задолго до войны работали на Кавказе и прекрасно знали состояние дел, считали грозненскую нефть лучшей по качеству в мире. Поэтому еще при разработке плана Барбаросса была спланирована операция по захвату Грозного, после через Махачкалу собирались выйти на Баку, а затем даже хотели захватить нефтяные центры Ирана, Ирака, Ближнего Востока. Фашистской армии не хватало бензина, горючего для танков и самолетов. Поэтому они крепко держались за Румынию, но Румыния остаточной нефти не давала и они мечтали захватить именно кавказские нефтяные источники. После битвы под Москвой у Сталина появилось мнение, что немцы пали духом, что они разбиты и их можно гнать по всем фронтам. Главнокомандующий отдал приказ армиям наступать от моря до моря и гнать фашистов назад. На самом деле это оказалось ошибкой. Сражения, которые развернулись сразу после битвы под Москвой, обычно не любят описывать историки. Красная армия потерпела несколько сокрушительных поражений. В это время из-за дурости некоторых сталинских посланцев был захвачен Крым, и Севастополь, который героически держался, был взят. Затем Советские войска были разбиты под Ростовом, Таганрогом. Уже истощившись на Ленинград пошла Вторая ударная армия, где и погибла. И в других местах были огромные неудачи, хотя отдельные командующие предупреждали, что враг не так слаб, и надо действовать осторожно. Тогда на короткое время иссякли живая сила и техника, и тут встал вопрос, как вести войну дальше. Пока он решался, немцы перешли в наступление на юге, было принято решение ударить на юг и захватить нефтяные источники. Я не отрицаю, что южные города, которым присвоено звание воинской славы, внесли свой огромный вклад в победу. Но давайте, положа руку на сердце, скажем правду - бои под Моздоком, Малгобеком, Орджоникидзе были боями на подступах к Грозному. Ведь Гитлер говорил, если я летом не возьму Майкопа и Грозного (Майком он взял, но там не так много нефти оказалось), то вынужден буду окончить эту войну. Удар был страшным, в августе Моздок, в октябре Малгобек. В то время грозненцы были вместе с остальными войсками, в этих же направлениях защищали подступы к своему городу. Они не только в Грозном сражались, но и во всех этих районах. Созданные в Грозном армии, полки, дивизии участвовали во многих сражениях. Рыли окопы, сделали три мощных обвода, куда запустили нефть. Это были своеобразные укрепления, о которых немцы доносили с тревогой.
Грозный имел почти такое же значение как Сталинград, и немцы не раз говорили об этом. Оборонительные бои за Грозный происходили одновременно со Сталининградской битвой. Многие не обращают внимания, что положение под одним городом и под другим оказывало влияние друг на друга. Победа в одном направлении помогало другому. И немцы даже выбрасывали с бомбами листовки на Сталинград, мол, они взяли Грозный. Якобы все самолеты и танки, которые были задействованы в том направлении будут переброшены сюда. В то же время, чтобы дух грозненцев подорвать, говорили, что Сталинград вот-вот будет взят.
Поэтому грозненская нефть, грозненские инженеры, ученые, рабочий класс, который создавал лучшие сорта горючего в то время для новейших советских самолетов за это получали правительственные награды, награждались наши нефтяники. Например, Малгобек в то время был всего лишь ответвлением Грознефти, сейчас это ингушский город, заслуженно получивший звание Город воинской славы, но тогда он был частью Грозного.

Начальник районного управления образования Наурского района Чечни Алексей Сайко
В первой половине 1942 года грозненский нефтеперерабатывающий завод был награжден Орденом трудового красного замени. В том же году при приближении немцев к Грозному, в течение двух месяцев была проведена железнодорожная ветка Червленная узловая – Астрахань. Если бы она была перерезана, то прав был бы Гитлер, что война практически могла бы быть закончена. В Наурском районе Чечни противник продвинулся до 50 км с шириной фронта от 20 до 30 км. В составе четвертого кубанского казачьего корпуса действовал и отдельный дивизион кавалеристов из чеченцев и ингушей.
Есть такой исторический факт, касающийся двухсотлетия Бородинской битвы, когда из Малоярославца пошло изгнание французов. Так вот чеченская земля, это, то место, откуда прошло изгнание немцев с территории Советского Союза. Я и мои друзья, мы бывшие комсомольские партийные работники десятками встречали ветеранов еще в период Леонида Ильича Брежнева, и они просили по этому факту установить какой либо знак.
Противник шел к Грозному по трем направлениям - через Малгобек, пытался через правый берег Терека, через Горагорск. Но нигде у него не получалось. По левой стороне берега Терека в Наурском районе было основное направление. Немецкая разведка доходила до станицы Червленной, это всего 20 км от Грозного. Основные же бои в последующем были у станицы Ищерской. И только в бою 16-17 сентября 1942 года немцы потеряли 147 танков. За три месяца боев на чеченской земле было всего потеряно немцами более двухсот танков. Ни Моздок, ни Малгобекская операция такими масштабами не отличались. Думаю, что эти и многие другие свидетельства станут в защиту того, чтобы Грозный стал городом воинской славы. 
18390 просмотров