Вестник Кавказа

Иран проявляет интерес к Северному Кавказу

"Международные условия таковы, что основной источник дохода нашей страны, то есть нефтяная выручка, сократился примерно на 30% из-за недавнего падения цен на нефть, - заявил вчера президент Ирана Хасан Рухани. - Мы вынуждены справляться с новыми условиями и мировой экономической конъюнктурой".
Одним из источников доходов для Ирана может стать увеличение поставок в Россию сельхозпродукции, в частности фруктов и овощей, необходимых РФ в связи с санкциями западных стран. Вчера стало известно, что Россельхознадзор разрешил более чем 20 предприятиям Ирана поставлять в Россию рыбу.

Особый интерес для ИРИ представляет Серверный Кавказ. Наряду с Азербайджаном, Китаем и Германией Иран остается основным импортером продукции в республики СКФО. Для налаживания транспортных коммуникаций между Серверным Кавказом и Ираном эксперты предлагали развивать Махачкалинский морской порт, Транскавказскую магистраль и Северо-Кавказскую железную дорогу, построив 150 километров железной дороги "Алагир-Цхинвал". Есть идеи синхронизации энергосистем Иран и России через Азербайджан; сотрудничества в области добычи и переработки меди.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко в интервью "Вестнику Кавказа" выразил мнение, что Ирану явно недостаточно транспортного коридора Север-Юг: "Фактически сегодня это только порты в Северном Иране и Астрахань. Астраханский порт не соответствует современным требованиям порта, который может быть главным в товарообороте между двумя такими мощными государствами как Россия и Иран".

Что касается дорог, то, по словам Шевченко, "по территории Азербайджана проходит современная, скоростная дорога европейского уровня, которая смыкается в районе Ленкорани с иранскими дорогами, но дальше мы переходим к дороге Самур-Дербент-Махачкала. Тут хоть стой, хоть падай, как говорится. Это проселок, который в Дагестане называется "дорога смерти". Она совершенно не соответствует никаким требованиям к транспортным коммуникациям. Думаю, что для Ирана очень важна прозрачность этого пути".

Важную роль в налаживании транспортных коммуникаций между Северным Кавказом и Ираном, по мнению Шевченко, может сыграть вхождение Армении в Таможенный союз: "Армения – ближайший союзник Ирана, и теперь Таможенный союз впервые подошел вплотную к иранским границам в лице Армении, и теперь товары из Ирана в Россию могут идти через Армению. Военная Грузинская дорога остается единственной более-менее нормальной транспортной артерией, которая позволяет товарам из Армении, а стало быть, и из Ирана, перемещаться вглубь России и выходить на российский рынок. Поэтому, в частности, Иран так активно ведет народную дипломатию именно в этом регионе. Северный Кавказ с вхождением Армении в Таможенный союз приобрел ключевое, стратегическое значение".

Шевченко отметил также политический элемент интереса Ирана к Северному Кавказу: "[глава Чечни] Рамзан Кадыров является одним из главных факторов стабильности и безопасности на Северном Кавказе, поэтому, естественно, что интерес к нему проявляют такие политические центры как Иран".

 

11375 просмотров