Вестник Кавказа

Иранское замирение

Сегодня должно вступить в силу соглашение по ядерной программе между Ираном и международной "шестеркой" (Россия, США, Китай, Германия, Франция и Великобритания). В конце ноября стороны договорились, что на ближайшие полгода Тегеран замораживает свою ядерную программу, а страны "шестерки" ослабляют санкции в отношении Тегерана.

На вчерашней большой пресс-коференции Владимира Путина было заметно, что президент России не хочет детально раскрывать иранскую проблематику – объединив несколько вопросов в один, он ответил и призвал вернуться к российским регионам. А сказал Путин о том, что прогресс, достигнутый на иранском направлении, в значительной степени с прагматичной позицией американской администрации. "Не думаю, что последние заявления президента США связаны с отходом американцев от линии, которая нами совместно выработана. Давайте не будем забывать, что администрация находится под давлением различных сил в американском истеблишменте, в том числе под давлением значительной части Конгресса, который в свою очередь ориентируется на позицию Израиля. В этой связи, думаю, нам нужно вместе озаботиться всем тем, что мешает выстраивать нормальные ирано-израильские отношения. Полагаю, что нужно все, что мешает нормализации отношений между Ираном и Израилем проанализировать и минимизировать негативную сторону этого процесса. В этом заинтересован и Иран, думаю, что в этом заинтересован и Израиль, и все международное сообщество".

На вопрос о времени своего визита в Тегеран российский президент ответил уклончиво, зато что касается санкций в отношении ИРИ, Путин выразил мнение, что они контрпродуктивны: "Ни к чему хорошему с точки зрения договоренностей окончательного характера по урегулированию проблемы это не даст, ни к чему хорошему не приведет… Иранскому народу, иранскому государству должна быть обеспечена возможность развивать свои высокие технологии, в том числе в ядерной сфере, мирного характера, и международное сообщество не имеет права требовать от него каких-то ограничений дискриминационного характера".

Тем не менее договоренности Ирана и "шестерки" эксперты по Ближнему Востоку считают если не событием года в мировой политике, то весьма обнадеживающим, а директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин – даже "прорывными". "В этом прорыве многие силы могут сказать, что они сыграли решающую роль в достижении такого результата. Так могут сказать США, поскольку заместитель госсекретаря Уильям Бёрнс вел закрытые переговоры с Ираном. Так может и само иранское руководство сказать, что это, прежде всего, их новая позиция, их готовность к большей гибкости, к решению вопросов путем переговоров, договоренностей. Но не будем забывать, что Россия давно призывала к тому, чтобы искать компромисс на пути взаимных уступок, когда соответствующие компромиссные подвижки со стороны Ирана встречались бы постепенной отменой санкций со стороны международного сообщества и, прежде всего, Запада, который до этого пошел на односторонние санкции", - заявил Наумкин.

По мнению эксперта, оказавшегося менее скромным, чем Путин, "парадигма этого соглашения фактически, находится в прежних российских инициативах. Поэтому мы имеем основание гордиться достижениями нашей дипломатии, которая является серьезным ресурсом, серьезным ресурсом, ведь сама конфигурация политической обстановки и внутриполитической борьбы в регионе постоянно претерпевает какую-то трансформацию".

8985 просмотров