Вестник Кавказа

Искусство исламского мира в Москве

Мария Сидельникова
В Москве открылась выставка "Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. Девяносто девять имен Всевышнего". Об искусстве иранской миниатюры «Вестнику Кавказа» рассказала куратор выставки Галина Лазикова.

- Случайно ли получилось, что наибольшее число произведений искусства на выставке представлено именно Ираном?

- Абсолютно не случайно. Если мы представим ту культурную традицию, которая существовала в Иране и до ислама, и то, как она развивалась в Иране на протяжении всего исламского периода, мы поймем, что Иран был источником влияния на окружающие страны. Искусство могольской Индии целиком было создано иранскими художниками, эмигрировавшими в Индию. Искусство Средней Азии - опять же многие художники переезжали туда из Ирана. В Иране было столько художников, что он поставлял своих мастеров во все близлежащие страны. Когда ты выбираешь вещь для коллекции или для выставки, смотришь на то, насколько она прекрасна, насколько это, действительно, шедевр. Нельзя пропустить шедевр. Собирая их, мы вдруг поняли - а коллекция-то наполовину иранская.

- Ареал распространения мусульманской культуры довольно широк. Есть ли отличия искусства Ирана от искусства других исламских стран? 

- Хотя нет конфессиональных, религиозных различий, явно прослеживающихся в искусстве, региональные, локальные школы очень выразительны и очевидны.

- Иран славился искусством миниатюры. Что отличало иранскую миниатюру от всех остальных? Были ли какие-то особенности?

- Конечно, были. Это, прежде всего, великолепнейшее художественное качество. Качество миниатюры XVI века в Иране несравнимо ни с одной современной ей мусульманской школой. Уже XVII веке были коллекционеры искусства, которые покупали миниатюры, собирали их в альбомы, любовались ими при каждом удобном случае. На миниатюрах можно встретить изображения прекрасной девы, которая упоминается и персидскими поэтами. Причем часто это не просто некая возлюбленная. Говоря о любви, художник и поэт обращаются к образу Бога. Это Бог прекрасен, это к нему надо обращаться, как к возлюбленной, это его надо все время помнить. Это отношение к Всевышнему как к объекту любви пронизывает мусульманскую культуру, иранскую культуру. И иранские художники нашли такое воплощение этому образу. Каждое произведение иранского искусство можно читать, вчитываться, и в нем будет один, два, три смысла. Считается, что классическое произведение искусства должно содержать не менее семи слоев смысла. Но на самом деле можно его до бесконечности интерпретировать и искать глубины.

- А каким образом их нужно искать? Нужно обладать некими знаниями?

- Вся культура построена на глубоком знании поэзии. Ведь в то время мусульмане помнили тысячи стихов. И эти образы, переплетаясь друг с другом, соединяясь, сравниваясь, выстраивают ту цепочку смыслов, которая помогает прочитать произведение изобразительного искусства.

- В Иране было несколько культурных центров, городов, где обучали искусству живописи и миниатюры… 

- Искусство живописи и миниатюры очень тесно связано с традицией дворца и с традицией двора, потому что это всегда было элитарное искусство. Оно всегда было предназначено для тех, кто ценит, для тех, кто разбирается, и для тех, кто может содержать мастерскую. Здесь мы видим и золото, и серебро, и совершенно потрясающие краски, в которых использовались порошки перетертых самоцветов. Бумага была недешевой. В связи с этим художественные центры крупные возникали там, где был двор. Мы знаем, что в XV веке при Тимуридах двор находился в Герате. Знаменитый художник Бехзад работал в Герате при султане Хусейне Байкара. Потом политическая ось переместилась из Восточного Ирана в Западный. Появились художественные мастерские в Тебризе. При этом создавая новую мастерскую, новый иранский шах забирал художников из предыдущего центра, перевозил художников. Брали местных художников и художников из предыдущего центра, так получалась совершенно новая художественная школа в Тебризе. Потом шах пожелал переехать, перенести столицу в другой город – в Казвин – через 50 лет после появления тебризской художественной традиции. Он переезжает, при этом решая, что какие-то художники ему уже надоели. Он берет только любимых и еще набирает новых в Казвине. Начинает развиваться новая художественная школа. Через 50 лет следующий иранский шах решает, что надо переезжать в центр страны – в Исфахан. Переезжает в Исфахан и опять каких-то художников берет, каких-то не берет. И все это связано теперь с его личным художественным вкусом. Возникает богатейшая исфаханская традиция.
Художественный центр Шираз, который возник в XV веке изначально как дворцовый центр, но тут случилась потрясающая вещь – двор уехал, а художники остались и продолжали работать. И это единственный известный нам в Иране центр коммерческого производства книг. При этом традиция с XV до XVII века была непрерывной и самобытной, неповторимой и не известной ни в одном другом художественном центре.

- Исфахан еще славился своей лазурной краской?..

- Если вы имеете в виду бирюзу, я бы сказала, что это не Исфахан, это весь Иран. Это Иран, это Средняя Азия. Это излюбленный цвет в мусульманской архитектуре. Изразцы, керамика... Когда научились делать глазурь лазурного, бирюзового цвета еще с кобальтом, это было величайшим открытием. И дальше, с XII века и дальше, весь Иран, вся архитектура Ирана голубая.

- Это имело какой-то символический смысл или просто нравилось?

- Конечно. Это цвет неба. И золото на этой глазури совершенно потрясающе сияет, как солнце.

- Разглядывая миниатюры, видишь, что лица, фигуры очень похожи. Почему?

- Это идеал красоты. Когда мы говорим о самой красивой девушке, когда изображается идеальная божественная возлюбленная, то ищут идеал, который будет восприниматься всеми. У нас есть и исторические портреты. На выставке представлены два портрета шаха Аббаса. На одном из портретов он принимает индийского посла, а на другом изображен дворцовый прием. Мы знаем ряд аналогий, где очень похожие персонажи представлены немножко в других ситуациях, и есть случаи, когда все они подписаны именами исторических лиц, живших в ту эпоху. 

- Это влияние европейской культуры, культуры портрета?

- Возможно, да. В то время при шахе Аббасе появилась очень большая армянская община в Исфахане. То есть шах сам перевез из армянской Джульфы большую общину армянских купцов и ремесленников и основал в Исфахане квартал, который назывался Новая Джульфа. Благодаря этим людям, которые имели собственные художественные традиции, которые приглашали собственных художников, иранское исфаханское искусство обогатилось новыми идеями – и портретами, и историческими изображениями, и монументальной живописью.
14910 просмотров