Вестник Кавказа

Как готовить евразийские кадры

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в интервью телеканалу "Россия 24" упрекнул госсекретаря США Хиллари Клинтон в некомпетентности. Так он ответил на слова Клинтон, которая опасается новой "советизации" стран СНГ. «Это называется Таможенный союз, будет называться Евразийским союзом… Но давайте не будем заблуждаться по этому поводу. Мы знаем, что является целью, и мы пытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить ее реализацию», - заявила недавно госсекретарь США. «Те, кто проводит такие аналогии, ничего не понимают в происходящем на постсоветском пространстве», - заметил Песков. 

Те, кто что-то понимает в происходящем на постсоветском пространстве, сейчас пытаются решить другую проблему постсоветской интеграции – кадровую. 

«Чем выше качество образования, которое мы предлагаем, чем выше оно будет востребовано с точки зрения бизнес-перспектив, управленческих перспектив среди наших друзей и партнеров, тем выше возможности для сохранения тех теплых и дружеских отношений, - утверждает замдекана истфака МГУ, главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов. – Требования к качеству образования растут. Мы живем в Едином экономическом пространстве, и если, дай Бог, все пройдет успешно, выйдем на новый виток интеграции и будем продвигаться к Евразийскому экономическому союзу. Но социальных лифтов и кадрового обеспечения евразийских интеграционных структур как отдельного направления реализации карьерного роста не существует. Я примерно знаю, как формируется и по какому принципу идет распределение в Евразийскую экономическую комиссию, но понятия «евразийский чиновник», «евразийский бюрократ», а тем более тех вузов, которые готовили бы профильно специалистов по этой сфере, практически не существует. И это очень серьезная проблема, потому что если мы хотим идти по аналогии с ЕС, отдельная интеграционная составляющая должна работать на подготовку тех, кто будет работать и реализовывать себя.
Надо готовить людей именно для работы в евразийских интеграционных структурах. Сейчас это порядка 600-700 человек. С каждым годом эта цифра будет увеличиваться, потому что по мере увеличения масштабов сотрудничества в рамках интеграции будет спрос идти на специалистов, работающих и в сфере правового обеспечения, и в сфере экономики, и в сфере информационного и имиджевого сопровождения евразийского интеграционного проекта. Таких профильных специалистов сейчас не готовит ни один вуз. Возникают первые кафедры евразийской интеграции в некоторых российских учебных заведениях, но это еще в самом первом приближении работа, которая явно не завершена».

«Если мы возьмем казахстанскую элиту, то процентов на 80 это выходцы из московских вузов – МГУ, МГИМО, РУДН, МФТИ, Бауманка, - говорит президент Центра международных программ «Болашак» Саясат Нурбек. - Но картина меняется достаточно радикально, и не в пользу России. На сегодняшний день порядка 67 тысяч казахстанцев обучается за рубежом. Цифра достаточно серьезная. Четыре больших макрорегиона, в которые направляются наши граждане.
Очень популярен сейчас Китай. Родители говорят: «Растет влияние Китая, если мои дети будут знать китайский язык, карьерные ожидания будут лучше». Порядка 10 тысяч казахстанцев на сегодняшний день обучаются в Китае. Свыше трех тысяч – в Малайзии, где доступное образование на английском языке. Япония начинает отставать, Австралия приобретает небольшую популярность.
26 тысяч граждан Казахстана на сегодняшний день обучаются в вузах РФ. Пока в количественном отношении – РФ абсолютный чемпион как страна, в которой получают образование казахстанские граждане, но эта цифра уменьшается. Причем если раньше это были только Москва и Санкт-Петербург, то сейчас уже появляется и Омск. Мы замечаем, что все меньше и меньше выходцев из приграничных областей – Североказахстанской области, Кустанайской области – поступают в казахстанские вузы и на программы «Болашак». Начали анализировать – оказывается, приграничные вузы, омские, новосибирские, очень охотно дают гражданам Казахстана гранты, облегченный доступ, как иногородние студенты они обеспечиваются жильем, и огромное количество грантов остается. Все-таки демографическая яма в России начинает уже играть свою роль.
В Европе сформировалась целая сеть институтов (я сам обучался в городе Брюгге в специализированном колледже), где еврочиновники проходят курсы повышения квалификации. Уже сформировался в Европе целый пласт еврочиновников. В системе Еврокомиссии, Европарламента, широчайшей сети евроинститутов это как бы отдельная каста: хотя рекрутинг идет общий, но формируется определенная бюрократическая прослойка именно чиновников, профессиональных бюрократов, которые уже прониклись духом Евросоюза, духом европейской интеграции, прекрасно разбираются в наднациональной законодательной базе и т. д.
Раз взят курс на интеграцию, четко сформированы основные тенденции развития (уже формируются наднациональные институты – Евразийская экономическая комиссия, там 600 с лишним человек) закономерно встает вопрос: как готовить кадры для таких наднациональных институтов? Системы образования в России и Казахстане начинают идти своими путями развития. Мы, к примеру, полностью идем по пути Болонского процесса, заданное форматом третичное образование – бакалавриат, магистратура, PhD, идет интеграция немножко по американской модели образования, в основе – европейская. В России большинство вузов до сих пор сохраняет классическую схему подготовки специалистов. У нас уже несколько площадок создано: при Евразийском университете в этом году открылся научно-исследовательский центр изучения проблем евразийства и евразийской интеграции. Мое личное видение – начать с уже существующей площадки приграничного сотрудничества: Североказахстанский государственный университет, Кустанайский, Восточно-Казахстанский государственный университет, Западноказахстанский – те вузы, у которых уже есть сильные связи с российскими вузами. Это первые базовые площадки, на которых надо создавать евразийские научно-интеллектуальные центры».

«Качество российского образования, к сожалению, падает, - утверждает замдиректора Центра «Север-Юг» Юлия Якушева. - Может быть, ситуация не так сложна, как в 1990-е, тем не менее уровень образования остается не самым высоким. Я вижу еще одну большую проблему: в информационном пространстве Казахстана Россия часто ассоциируется со страной, в которой небезопасно жить и учиться. Очень серьезно транслируются проблемы национализма, которые в России возникают. Несколько лет назад действительно в Москве убили казахстанского студента, и это было очень активно распространено казахстанском медиа-сообществе. В итоге появляются фантомные образы, страхи, стереотипы. Здесь проблема присутствия единого образа России, в том числе в казахстанском интернет-пространстве, в казахстанском публичном поле. Нам нужно работать с проблемой безопасности и с проблемой формирования более позитивного образа России, российского образования, в том числе в казахстанском медиа-сообществе».

Руководителю отдела стран Балтии ИАЦ по изучению постсоветского пространства МГУ Сергею Рекеде показался интересным пример Латвии: «В Латвии сейчас достаточно сильное присутствие шведского капитала, и это создает новые условия для реализации студентов. Латвия – страна маленькая, и достаточно сильна проблема кумовства. В России это тоже достаточно актуально. Поэтому приход шведских компаний, которые завязаны неформальными отношениями с местными элитами, позволяет набирать к себе действительно для практики людей, которые к этому пригодны в связи со своими профессиональными качествами и прочим, не по протекции сверху. Это стало возможно в связи с экономической интеграцией ЕС. Такой «тромб» в каналах рекрутирования как кумовство в Латвии постепенно снижается. 
Интеграция внутри ЕС увеличила финансирование всех существующих программ – студенческих, молодежных, что позволяет обмениваться мнениями в кругу молодежи и формировать более монолитный образ европейца. В частности, как мне сказал один знакомый поляк, зачастую ценится больше, чем какие-либо деньги, человек, который смог найти программу, представить какой-то проект, победить, поехать в другую страну на стажировку. Это говорит о его активности, инициативности, самодостаточности.
Третий момент – это существующие и на постсоветском пространстве проекты молодежных парламентов, которые в рамках ЕС получили некую надстройку сверху, когда сначала проходят региональные обсуждения в рабочих группах молодежных, потом раз или несколько раз в год они собираются в рамках ЕС и предлагают какие-то свои резолюции и инициативы. В рамках евразийского проекта тоже были бы полезны такие инициативы. Во-первых, это молодежный кадровый резерв евразийский. Во-вторых, если зайдет речь о создании Парламентской ассамблеи евразийской и Евразийского Парламента, можно создать также и молодежное крыло, которое могло бы не просто обсуждать какие-то проблемы, а выступать консультантом в молодежной политике, предлагать какие-то инициативы.
Существует проблема дефицита молодежных инициатив. Инициативной молодежи часто не хватает».
9195 просмотров