Вестник Кавказа

«На Ближнем Востоке начался закат исламизма»

«На Ближнем Востоке начался закат исламизма»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

С 2000-го по 2005 год востоковед Андрей Бакланов был послом России в Саудовской Аравии, причем на этом посту взаимодействовал с международными и региональными организациями, штаб-квартиры которых расположены в Саудовской Аравии (Организация Исламская конференция, Международный энергетический форум, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Входил в состав российских делегаций на форумах по проблематике международной и региональной безопасности, в том числе, рабочей группы по контролю за вооружениями и региональной безопасности в рамках ближневосточного мирного процесса, Консультативной группы по Западному Берегу и сектору Газы, Конференции доноров Палестины. Представлял Россию в Международной группе по организации палестинской полиции, участвовал в работе экспертной группы Совета Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП) по Ближнему Востоку и странам Магриба… Сейчас Бакланов советник зампреда Совета Федерации Андрей Бакланов и по-прежнему интересуется темой ближневосточного урегулирования.

- В результате цветных революций центр тяжести в ближневосточном регионе смещается в сторону Катара и Саудовской Аравии. Что это значит для России?

- Во-первых, я так не считаю. Думаю, что очень много оценок, которые сейчас идут в отношении Ближнего Востока поверхностные и неверные. Я лично считаю, что самое важное, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, - закат исламизма. В Египте это разочарование широких слоев населения той ролью, которую на себя взвалили исламистские организации. Она оказалась для них неподъемной.
Роль религии в нынешних условиях должна быть в морально-этическом позитиве, а не в попытках заниматься политикой, экономикой, отталкивая другие силы. А именно это произошло в Египте и не понравилось значительной части населения. Это важный прецедент.
Всем этим странам надо сейчас искать выход из социально-экономических тупиков. В этом плане мне гораздо симпатичнее пример такого человека как Насер (Гама́ль А́бдель Насер - президент Египта в 1954—1970 гг._ прим. ред.) Он нашел для своего времени очень интересные решения социальных и экономических проблем, продвинул далеко вперед экономику страны, соорудил предприятия, на которых и до сих пор базируется промышленность и энергетика Египта. Вот этим надо заниматься.
Что толку от этих всех сотрясений воздуха и рассказов про то, у кого сколько мест в парламенте, если парламент не работает, если депутаты не знают, что делать? Надо искать какие-то выходы, обращаться к экономистам, а не к политикам в поисках каких-то лозунгов. Однако именно это, к сожалению, последние годы и занимает головы очень многих на Ближнем Востоке, отвлекает от реальных проблем.

- Так если не Катар и не Саудовская Аравия лидеры в регионе, кто там правит бал?

- Вы знаете, я думаю, что есть традиционный набор государств, которые были и остаются ведущими. В разное время они могут реально эту роль выполнять или не выполнять. Скажем, сейчас Египет в плохой форме. Он начал в эту плохую форму входить лет 10 назад. Каждый раз, когда я приезжал в Египет, я видел, что там все хуже и хуже экономическое положение. Но рано или поздно Египет преодолеет это.
Думаю, что все равно особую роль в регионе будут играть Египет, Саудовская Аравия, а в дальнейшем, после того, как кризисные явления пройдут, Сирия и Ирак. И, наверняка, конечно, роль Ирана будет оставаться очень-очень веской и большой. Но сейчас они вступили в полосу тяжелых кризисных явлений, отягощенных еще и всякого рода кровопролитными инцидентами и навязыванием извне ложных рецептов и силовых решений.

***

Сирию Бакланов сравнивает с «кирпичиком», при вынимании которого весь Ближний Восток начнет сыпаться: «Очень много сопряжений региональных с Турцией, с Заливом, с Израилем. Но при всем уважении к чисто сирийскому аспекту, на сегодняшний день гораздо важнее общая проблема - в каком мире мы собираемся дальше жить, какая будет система международных отношений».
Бакланов видит три варианта развития событий, которые будут предопределяться итогами сирийского этого кризиса.
Первый. Послевоенная система работает плохо. ООН, Совбез далеко не в полной мере выполняют ту роль, которая предназначается им по Уставу. Речь гипотетически может идти о том, что увядание этой послевоенной системы будет происходить в убыстренном темпе. На нее просто начнут мало обращать внимания. Уже сейчас раздаются голоса о том, что можно идти в обход Совета Безопасности.
Второй. Можно используя потенциал ООН, строить параллельно другие организации, другие объединения. Мы уже по этому пути идем - ШОС, БРИКС, G8, G20.
Третий. Постепенная разбалансировка всей системы международных отношений. Ведь мир жил когда-то и без международных организаций, без попыток соединить усилия стран для того, чтобы были общие принятые правила. Наверное, гипотетически можно вернуться вновь в такое хаотическое состояние, хотя это было бы очень далеко от того, что называется цивилизованным поведением.

«Нельзя хлопать дверью. Нельзя прекращать диалог, - считает Бакланов. - Надо, конечно, улучшать свое экономическое положение, крепить наше оборонное могущество для того, чтобы к нашему голосу еще больше прислушивались. Надо в этой сложной ситуации, анализируя различные варианты развития событий, все-таки не давать ход эмоциям и исходить из того, что политическое, дипломатическое искусство заключается в том, чтобы предпринимать шаги, которые дадут результат».

 

8885 просмотров