Вестник Кавказа

Наследница царицы Тамары

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Наследница царицы Тамары
© Фото: Сайт премьер-министра Армении

Давно кандидатура министра не обсуждалась в грузинских СМИ столь страстно и заинтересованно, вызывая неподдельные эмоции. Впервые в истории оборонное ведомство Грузии возглавила женщина - Тинатин Хидашели. Некоторые уже сравнили ее с легендарной царицей Абхазо-Грузинского царства Тамарой Багратион, причисленной православной церковью к лику святых. Историки пишут, что царица Тамара лично руководила войском в наиболее важных битвах, например, в битве при Басиани в 1203 году. Впрочем, не исключено, что это всего лишь красивая легенда. Неизвестно, каким полководцем станет Хидашели, но она вряд ли обретет такую же благосклонность Грузинской православной церкви.

Назначение Тинатин Хидашели вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Первое же ее появление на публике в ранге министра вызвало громкий скандал - министр вышла к строю солдат с небрежно накинутой на плечи курткой цвета хаки, а между ней и строем военнослужащих элитной бригады Вооруженных сил встал некий чрезмерно ретивый телохранитель. Бывший министр обороны Давид Тевзадзе назвал произошедшее «оскорблением армии».

Но это мелочи, накладывающиеся на другие аспекты назначения Хидашели. Ее внешнеполитические приоритеты не вызывают ни малейших сомнений: в ходе первой же встречи с журналистами в новом ранге, отвечая на вопрос, не вызовут ли раздражения России совместные американо-грузинские военные учения в пригороде Тбилиси, Хидашели заявила: «Россию раздражает уже то, что мы с вами сейчас говорим по-грузински».

Удивления такая резкость не вызывает - Хидашели считается самым последовательным прозападным политиком наряду со своей «Республиканской партией», настоявшей на ее назначении. Главным приоритетом Хидашели считает интеграцию Грузии в НАТО. Впрочем, того же приоритета придерживается и вся правящая коалиция «Грузинская мечта», но предыдущий министр обороны Миндия Джанелидзе не делал столь бескомпромиссных заявлений в адрес северного соседа. Более того, однажды он призвал бывших грузинских военных «воздержаться от участия в боевых действиях на Украине», что было немедленно объявлено проявлением «пророссийских настроений в минобороны».

В отличие от Джанелидзе Тинатин Хидашели не просто функционер и бюрократ, а харизматичный политик с богатым прошлым. Она стояла у истоков создания «гражданского сектора», долгие годы возглавляя влиятельную неправительственную организацию «Ассоциация молодых юристов».
Хидашели – одна из лидеров «Республиканской партии». Причем ее муж Давид Усупашвили занимает пост спикера парламента. Но председателя парламента никто не обвиняет в «непотизме» и «лоббировании интересов семьи», поскольку госпожа Хидашели вполне «самодостаточный политик» и в протекции мужа не нуждается.

Другие дело, что ее назначение стало неоспоримым свидетельством усиления позиций «Республиканской партии» в правящей коалиции и правительстве. Теперь в Кабмине Ираклия Гарибашвили уже три министра–республиканца: пост министра охраны окружающей среды получил депутат Гигла Агулашвили, а Паата Закареишвили еще в 2012 году назначен госминистром по реинтеграции.

Назначению министра обороны предшествовали сложные консультации между лидерами «Республиканской партии» и премьером. Судя по всему, республиканцы поставили вопрос ребром – "если мы входим в коалицию, то должны входить и в правительство". Премьер не мог им отказать, ведь «Республиканская партия» остается олицетворением прозападной политики и если она уйдет из коалиции, соратники Михаила Саакашвили из бывшей правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) получат возможность обвинить власти в отходе от прозападного курса.

В свою очередь и для «республиканцев» посты в правительстве не самоцель. Партия создана в 1970-х диссидентами советских времен, в том числе братьями Леваном и Давидом Бердзенишвили. Сегодня в качестве членов парламента они выступают за неукоснительное продолжение прозападного курса, исключая любой диалог с Москвой по вопросу об интеграции Грузии в евразийские структуры. А назначение женщины министром обороны – важная демонстрация «гражданского контроля» над армией, как непременного условия дальнейшего сближения с НАТО.
Судя по всему, власти принимают эти правила игры, поскольку не видят перспектив решения основных проблем Грузии в диалоге с Москвой.

18595 просмотров