Вестник Кавказа

Политика безопасности Азербайджана

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Вчера в Москве на истфаке МГУ прошла международная научно-практическая конференция "Южный Кавказ: новые геополитические реалии. Экономика, безопасность, гуманитарная сфера". На ней с докладом «Политика безопасности Азербайджана в условиях борьбы региональных и мировых держав за влияние в Южном Кавказе» выступил руководитель европейского бюро «Вестника Кавказа» Орхан Саттаров.

Проблема безопасности остается одной из острейших для большинства государств мира, и страны постсоветского пространства не являются исключением. Особенно показателен здесь пример Южного Кавказа, перенасыщенного «замороженными» и «тлеющими» региональными конфликтами. Наряду с армяно-азербайджанским, абхазским и югоосетинским конфликтами сохраняется риск роста напряженности вокруг армянонаселенных регионов Грузии. Потенциально «конфликтоопасной» остается армяно-турецкая граница. В нестабильные 1990-е были пресечены сепаратистские тенденции в северных и южных районах Азербайджана.

Наконец, серьезные политические риски для стран Южного Кавказа создают напряженность вокруг Ирана и опасная деятельность вооруженного бандподполья на российском Северном Кавказе. Это далеко не полный перечень тех угроз и рисков, с которыми сталкиваются сегодня страны Южного Кавказа, и прежде всего Азербайджан. Нынешняя ситуация на постсоветском пространстве показывает, насколько далекими от реальности были радужные надежды времен падения Берлинской стены и конца «холодной войны».

Увы, реальностью современного мира остаются войны и конфликты, «этнические чистки» и террористическая война. Наконец, никуда не исчезло и глобальное противостояние сверхдержав – оно просто приняло другие формы. Сегодняшняя Россия, точно так же как СССР времен «холодной войны», рассматривается на Западе как геополитический противник, которого, по словам легендарного геостратега Збигнева Бжезинского, необходимо «раздробить и держать под опекой».

В то же время распад СССР, совпавший с окончанием «холодной войны», создал на постсоветском пространстве иную, и куда более опасную, чем это представлялось многим, ситуацию. Оценку российского президента, охарактеризовавшего развал СССР как «крупнейшую геополитическую катастрофу XX века» можно воспринимать по-разному. Однако она точно отражает, по крайней мере, одну истину. Конец существования СССР и сопряженные с ним территориальные конфликты и споры между новообразованными республиками стали тяжелым ударом по стабильности на огромной территории от Южного Кавказа до центральной Азии. Распад СССР привел к возникновению на постсоветском пространстве определенного вакуума влияния. Попытки же ряда мировых и региональных держав заполнить этот вакуум обострили геополитические соперничество, в качестве инструментов которого использовались и региональные конфликты, и вмешательство во внутриполитические процессы, и инспирирование государственных переворотов. Все это происходило на фоне объективной незрелости собственных силовых структур новых независимых государств, отсутствия надежных механизмов сотрудничества и координации усилий. Пример Южного Кавказа можно считать здесь классическим.

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, являющийся наиболее кровопролитным и разрушительным на постсоветском пространстве, заслуженно считается в экспертной среде центральной угрозой стабильности на Южном Кавказе. Это нашло свое отражение и в военной доктрине Азербайджана, принятой парламентом республики в 2010 году.

Карабахская проблема достаточно широко освещается и в периодических масс-медиа, и в экспертных исследованиях. Однако нередко в результате оттесненными на второй план оказываются другие потенциальные вызовы, риски и угрозы, с которыми сталкивается сегодняшний Азербайджан. На среду безопасности региона, в котором расположена Азербайджанская Республика, влияют нестабильность геополитической ситуации под влиянием противоречий политического, военного, экономического и социального характера. Увеличивается негативное влияние региональных конфликтов на экономические интересы: российско-грузинская война в августе 2008 года отчетливо продемонстрировала угрозы энергетической и транспортной инфраструктуре государств региона.

Географически и политически Азербайджан находится в уникальном положении, которое с равными основаниями можно назвать и выгодным, и рискованным. Азербайджан фактически «зажат» между Россией с севера и Ираном с юга, отсюда проходит единственный доступный Западу «коридор» в Среднюю Азию и далее вплоть до границ с набирающим силу Китаем. Добавьте к этому нагорно-карабахский конфликт, держащий страну в подвешенном состоянии «ни войны, ни мира», постоянное напряжение вокруг иранской ядерной проблемы, неопределенность статуса Каспия, а также глобальный рост религиозного экстремизма и активизацию транснациональных террористических группировок, и вы получите неполный перечень серьезных вызовов, стоящих перед безопасностью Азербайджана.

Выработка многоплановой и многовекторной политики безопасности стала для Азербайджана насущной необходимостью. И важным ее компонентом является продуманная и сдержанная внешнеполитическая стратегия, исключающая поддержку рискованных и опасных политических инициатив. Показательно, что Азербайджан является одной из немногих стран постсоветского пространства, выстроивших с новой Россией по-настоящему добрососедские отношения, свободные от перечисления исторических обид и напоминаний об исторических обязательствах. В то же время страна успешно развивает свои отношения с США, государствами Европы, Ближнего и Дальнего Востока.

Такая политика для Азербайджана – это необходимость. Нерешенность нагорно-карабахского конфликта, стремление вывести свои энергетические ресурсы на западные рынки, а также сложная геополитическая ситуация в регионе вынуждают Азербайджан соблюдать тонкий баланс интересов региональных и мировых держав.

Провозгласив курс на евроинтеграцию и проводя политику имплементации европейских стандартов и ценностей в собственную политико-экономическую формацию, Азербайджан, в отличие, к примеру, от Грузии, не ставит вопрос о вступлении в Европейский союз. В Баку также трезво понимают, что Европейский Союз в силу ряда объективных причин не является тем центром силы, на который может ориентироваться Азербайджанская Республика, и рассматривают ЕС прежде всего как важнейшего торгового партнера. Внешняя политика ЕС остается достаточно аморфной и децентрализованной, что показали события в Ливии, Сирии и Мали. По-прежнему существуют серьезные противоречия между интересами отдельных входящих в него государств. Нынешний кризис еврозоны серьезно подорвал влияние Брюсселя прежде всего на юге Европы. Единственная региональная держава, потенциально способная стать эффективным проводником европейских интересов и усилить влияние ЕС в регионе - это Турция. Однако Анкара в течение десятилетий топчется у двери в европейский клуб, и в результате, по данным европейского фонда Турции по образованиям и научному исследованию, интерес к Европе на берегах Босфора стремительно падает. Лишь 17% турецкого населения поддерживает идею членства Турции в ЕС, что ровно в два раза меньше, чем в прошлом году. А без вступления Турции в ЕС дальнейшее продвижение Евросоюза на восток, в частности, на Южный Кавказ, представляется крайне маловероятным.

Политический инструментарий ЕС на постсоветском пространстве – это инициированная Швецией и Польшей программа «Восточное партнерство». Предлагаемые в ее рамках евроинтеграционные инициативы едва ли в состоянии разрешить ключевую проблему безопасности региона - конфликты на Южном Кавказе.
Все это приводит к тому, что ЕС сегодня в силу объективных и субъективных причин не является сильным политическим игроком в этом регионе, что не мешает ему – и отдельным входящим в Евросоюз странам – расширять свое экономическое присутствие в регионе.

Одним из приоритетных направлений азербайджанской внешней политики является азербайджано-российское сотрудничество. На это существует целый ряд причин.
Во-первых, Россия, являясь сопредседателем МГ ОБСЕ и единственным государством с выходом в южно-кавказский регион, обладает необходимым потенциалом для того, чтобы сыграть ключевую роль в разрешении нагорно-карабахского конфликта – основной проблемы безопасности Азербайджана. Именно при посредничестве Москвы в 1994 году было достигнуто перемирие между Арменией и Азербайджаном, с ней же стороны конфликта связывают основные надежды и с долгосрочным урегулированием конфликта. В том числе и по этой причине наблюдаемая в последнее время некоторая отстраненность России от переговорного процесса вызывает разочарование официального Баку.

Во-вторых, как Азербайджан, так и Россия, кровно заинтересованы в сохранении стабильности вдоль общей границы. Профессор Увэ Хальбах, один из немногих немецких политологов, специализирующихся на кавказском регионе, отметил в одной из своих научных работ, что Северный и Южный Кавказ – это два сообщающихся сосуда, и нестабильность на Северном Кавказе неизбежно будет оказывать негативное влияние на южных соседей. Здесь достаточно вспомнить Панкисское ущелье в Грузии, еще в недавнем прошлом активно используемое боевиками для проникновения на территорию Чеченской Республики. Боевики из северокавказского подполья также неоднократно проникали и на территорию Азербайджана из соседнего Дагестана. Так, в частности, в условиях тесного сотрудничества спецслужб Азербайджана и России в 2002 году было предотвращено покушение на президента России Владимира Путина во время его визита в Азербайджан – организаторами террористического акта были представители радикальных исламистских группировок, действующих на Ближнем Востоке и связанных с северокавказским вооруженным подпольем. Уже в августе-сентябре 2010 года азербайджанский спецназ в ходе многодневной операции ликвидировал трех боевиков из группировки «Лесные братья», относящейся к так называемому «Имарату Кавказа». Помимо этого, из года в год Азербайджан и Россия проводят совместные спецоперации под названием «Граница-щит» - как правило, в ходе каждой из таких операций выявляются тайники с оружием и боеприпасами.

Помимо совместных силовых методов, стороны используют и экономические рычаги для достижения долгосрочной стабильности в регионе. Активное инвестирование азербайджанского бизнеса в развитие СКФО соответствует долгосрочным политическим и экономических интересам обоих государств. Широкие инвестиционные возможности Азербайджанской Республики позволили ей стать в 2013 году, по данным фонда Jamestown Foundation, инвестором номер один в Турции. Привлечение азербайджанского капитала в Северный Кавказ, создание для него благоприятного инвестиционного климата, еще больше усилит роль Азербайджана как стабилизирующего фактора на южном фланге России.

Усиление исламистских тенденций – глобальный феномен, не обошедший стороной и Азербайджан. Здесь стоит напомнить, что Азербайджан наряду с Ираном, Ираком и Бахрейном является одним из немногих государств мира, населенных преимущественно мусульманами шиитского толка. Усиление тенденций шиитского радикализма в некоторых регионах Азербайджана, в частности, в Гяндже, Ленкорани и некоторых селах Абшеронского полуострова, также является одним из среднесрочных вызовов, стоящих перед светской республикой. Следует напомнить, что самыми многочисленными, организованными и агрессивными митингами за прошедшие пять лет в Баку стали именно спонтанные и несанкционированные митинги исламистов, направленные против запрета на ношение хиджаба в средних школах.

Приверженцы радикальных исламистских течений нередко используют для своих целей и террористические методы: в прошлом году в Азербайджане были предотвращены попытки осуществления терактов против ряда иностранных дипломатических миссий, представительства British Petroleum, израильского агентства «Сохнут». Как показало расследование, в подготовке терактов принимали участие боевики организации «Хезболлах».

Чрезмерное усиление исламского фундаментализма, и, как следствие, влияния третьих стран в Азербайджане, поставило бы под угрозу не только светское устройство азербайджанского государства, но также и объективные региональные интересы Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что нынешний статус-кво вокруг иранской проблемы рано или поздно изменится, что также создаст новые риски как для Азербайджана, так и для России. В этом случае Исламская Республика Иран, умело использующую шиитский фактор для усиления собственного политического влияния в соседних государствах, может за короткий промежуток времени превратиться из противника Запада в его партнера. Против кого в этом случае будет направлено данное партнерство – вопрос, скорее, риторический. Не меньший риск представляет собой масштабная дестабилизация ситуации на территории современного Ирана по «иракскому» или «ливийскому» сценарию, что также чревато усилением здесь радикальных исламистских течений, связанных с той же «Аль-Каидой». При любом варианте развития событий вокруг Ирана Азербайджан превращается для России в ключевого и естественного союзника, чью потенциальную роль в обеспечении стабильности у южных границ РФ трудно переоценить.

Отношения Баку и Москвы являются классическим примером международного сотрудничества в области безопасности, выходящим за рамки контактов спецслужб и силовых структур. Оно включает в себя множество проектов в политической, экономической, социальной, гуманитарной сферах, формирование климата доверия и диалога.

Очевидно, что угрозы безопасности региона не ушли в прошлое – более того, на фоне обостряющегося геополитического противостояния они становятся актуальны как никогда. И для успешного противостояния им необходимо сотрудничество в том числе и на уровне экспертного сообщества, политологов и аналитиков. Нам всем нужен свободный обмен идеями, проходящий в атмосфере открытого и конструктивного диалога. И я надеюсь, что наша встреча поможет его формированию и продвижению.
19460 просмотров