Вестник Кавказа

"Разногласия в Таможенном союзе неизбежны"

В свете последних геополитических событий Россия сосредоточила внимание на диверсификации своей экономики и более активном сотрудничестве со странами постсоветского пространства и Азиатско-тихоокеанского региона. «Вестник Кавказа» поинтересовался у ректора Дипломатической академии МИД России Евгения Бажанова, каким образом отношения с этими странами изменились за последнее время.

- Как вы думаете, изменится ли политика Китая в связи с усилением противостояния между Россией и США? Как поведет себя Китай?

- Китай, конечно же, не хочет ссориться с Соединенными Штатами, хотя у них есть основа для того, чтобы поссориться. Они соперничают в Азиатско-тихоокеанском регионе, и отношения между ними очень сложные, противоречивые. Тем не менее китайцы стремятся к тому, чтобы несмотря на все противоречия, которые существуют между ними, поддерживать нормальные отношения с США, у них интенсивная торговля, огромные взаимные инвестиции, тесные связи в культурной области. Более двух миллионов китайцев работают и живут в Соединенных Штатах, американцы - в Китае.
Китайцы понимают, что без Америки не решить многие проблемы АТР, американцы понимают то же самое в отношении Китая. Так что отношения сложные, противоречивые, но желание китайцев сохранять нормальные отношения с США присутствует.
Вместе с тем, Китай безусловно в высшей степени заинтересован в тесных отношения с нами. Эти отношения уже есть, у них прочная основа. У нас совпадают позиции по большинству международных проблем. У нас общий геополитический интерес, мы хотим, чтобы мир был многополярным, управлялся не из США и не с помощью силы, а на основе ООН и международного права. В этом мы совпадаем с китайцами. Поэтому по многим вопросам международным, текущим, актуальным, горящим вопросам у нас близкие позиции, или они даже совпадают. Это и Корея, и Афганистан, и Иран, это Ирак, это Сирия, это и расширение НАТО, и Украина, и т.д. Это сотрудничество будет продолжаться, безусловно. Это раз.
Во-вторых, сейчас появились дополнительные возможности для развития экономического сотрудничества. Нам нужно развивать Сибирь и Дальний Восток, сами мы это не в состоянии сделать. У нас не хватает ресурсов, ни людских, ни денежных. Мы заинтересованы в привлечении иностранцев, не только Китая, но и всех соседей: Япония, Южная Корея, Северная Корея, Австралия. Если американцы готовы идти - ради бога. Но сейчас, когда Запад пытается на Россию давить, как-то сокращать с нами экономическое сотрудничество, естественно, может быть, активизируется роль Китая в нашем экономическом развитии, в наших экономических связях.
Поэтому в каком-то смысле китайцам даже выгодно, что появились дополнительные возможности для их внедрения на наш рынок, нам это тоже выгодно. Но никто не стремится к созданию какого-то военного союза России и Китая, направленного против третьих стран. Такой задачи нет и у китайцев. Они хотят сохранять нормальные отношения с Западом, в том числе и с США. И мы хотим. Это наша позиция. Но Запад на нас пытается оказывать давление, а мы - за нормальные отношения и с Западом, и с Востоком, и с США, и с Китаем, и естественно, с нашими соседями по СНГ, по постсоветскому пространству. Это вообще наша задача номер один - добиться в конце концов интеграции. Сейчас мы переживаем сложный период, но в принципе основы политики нашей не изменятся.

- А если продолжать тему союзничества, прошедшая встреча в Минске показала, что в Таможенном союзе нет единства по многим вопросам. О чем это говорит? О том, что союз по сути своей слаб?

- В любом союзе есть разные точки зрения. Это же не единое государство, это суверенные государства, которые добровольно объединились, поскольку это в их интересах. Но масса вопросов существует, экономических и политических, и любых других, по которым могут не совпадать позиции. Мы с вами видим пример Европейского союза, который давно уже был создан, и вроде бы успешно функционирует. Тем не менее разногласия появляются чуть ли не каждый день, и по чисто экономическим вопросам, по финансовым вопросам, по вопросу отношений с Россией, по вопросу отношения к кризису на Ближнем и Среднем Востоке, по вопросу отношения к США. Одни готовы по стойке смирно стоять перед американцами, те же поляки, а немцы не готовы, французы не готовы, и т.д. Поэтому ничего страшного в этом нет. Мы же сохраняем этот союз, сохраняется интерес к этому союзу, поскольку это соответствует национальным интересам и Казахстана, и России, и Белоруссии. А конкретные разногласия и даже споры могут быть, будут, и я не вижу никакой необходимости драматизировать ситуацию.

10300 просмотров