Вестник Кавказа

Российско-азербайджанские отношения вышли на уровень стратегического партнерства

Российско-азербайджанские отношения вышли на уровень стратегического партнерства
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Накануне завершился трехдневный визит министра экономического развития России Алексея Улюкаева в эту республику Южного Кавказа. В течение месяца Азербайджан также посетят глава МИД РФ Сергей Лавров и вице-премьер, председатель межправительственной комиссии Россия-Азербайджан Дмитрий Рогозин.

Столь частые визиты высокопоставленных российских чиновников подтверждают сегодняшнее заявление Сергея Нарышкина о том, что Москва заинтересована в расширении и укреплении стратегического партнерства с Баку. С ним солидарен Огтай Асадов, отметивший в связи с этим, что российско-азербайджанские отношения уже вышли на уровень стратегического партнерства.

Этот июнь станет для Азербайджана месяцем России, заметил во время сегодняшней московской встречи с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным спикер Милли Меджлиса Огтай Асадов.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" завотделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев, сотрудничество между Москвой и Баку носит столь многосторонний характер, что можно назвать сразу несколько вероятных причин для визитов представителей российского руководства в эту республику Южного Кавказа.

"Я думаю, что речь идет и о выполнении контрактов на сумму порядка $5 млрд. по экспорту оружия, поэтому появление Рогозина с этой точки зрения выглядит логичным", - считает эксперт.

Одной из важнейших тем, которые будут обсуждаться в ходе этих визитов, станет развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, "чтобы снять некоторое напряжение, которое может возникнуть после присоединения Армении к Таможенному союзу, уточнить некоторые совместные позиции по тому, что, например, беспокоит Россию".

 Не будет обойдено вниманием и "определенное ухудшение азербайджано-американских отношений, обусловленное, во-первых, как негативной интерпретацией предложений сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика по поводу разрешения проблемы Нагорного Карабаха, а также антиазербайджанским высказыванием нынешнего посла в Азербайджане Ричарда Морнингстара, которое было воспринято как вмешательство во внутренние дела Азербайджана". В связи с  подобной реакцией на заявления Уорлика, Евсеев выразил мнение, что "Россия хотела бы,  чтобы Азербайджан не воспринял нынешнюю ситуацию как отказ сопредседателя Минской группы ОБСЕ от разрешения проблемы Нагорного Карабаха". Он также отметил, что в контексте ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном и сворачивания сотрудничества между ними по целому ряду направлений ее "беспокоит увеличение транзита американских грузов через Азербайджан", что также подталкивает российское руководство к еще большему развитию связей с этой республикой.

 Кроме того, позиция Баку очень важна для развития сотрудничества между Москвой и Тегераном. "России принципиально важно, чтобы Азербайджан выступил в качестве транспортного коридора для передачи электроэнергии из России в Иран, энергетического коридора", - отметил эксперт.

 При этом он выразил мнение, что и без того прекрасные отношения между Россией и Азербайджаном можно принципиально улучшить. "Но я считаю, что нам надо строить отношения не на продаже оружия, потому что оно все-таки является средством войны, а надо искать какие-то крупные инфраструктурные проекты, где мы могли бы вместе сотрудничать", - добавил Евсеев.

 "Россия настроена на улучшение отношений со своими партнерами, одним из которых является Азербайджан. И здесь нас связывает и диаспора, и многое другое", - резюмировал эксперт.

О перспективах развития экономического сотрудничества Вестнику Кавказа рассказал Октай Ахвердиев, бывший завотдела Кабинета министров и экспертом в области экономики о развитии экономических отношений между Россией и Азербайджаном.

Согласно эксперту, "на сегодняшний день около 500 российских компаний работают в Азербайджане. Это уже, можно сказать, 2 десятилетия, и из года в год это число увеличивается. Товарооборот тоже увеличивается, сейчас есть более миллиарда. Правда, в этом миллиарде немалую долю занимает вооружение".

Октай Ахвердиев отметил, что, по его мнению, отношения между двумя странами должны интенсифицироваться на базе взаимовыгодных двусторонних отношений: "Но дело не в этом, а в том, что в будущем, конечно, Азербайджан и Россия не просто как соседи, а как крупные, достаточно мощные страны с экономической точки зрения, конечно, должны еще более активно работать и устанавливать экономические связи, но на базе двусторонних отношений - это мое мнение. Там есть другие варианты, но я считаю, что на базе двусторонних экономических отношений сотрудничество будет более эффективным. Например, у нас очень мощная легкая промышленность была в советское время. В данном случае, например, Россия могла бы заинтересоваться этим вопросом. Азербайджан, в свою очередь, имея достаточно финансовых ресурсов, может инвестировать в отдельные субъекты РФ, где есть азербайджанская диаспора, чтобы их занять, чтобы они занимались не только торговлей, но и интеллектуальными видами деятельности. То есть с учетом решения такой социальной проблемы, Азербайджан, конечно, может и должен, я считаю, инвестировать в отдельные субъекты РФ с этой целью. Конечно, все это должно быть на взаимовыгодной основе, а не просто "игрой в одни ворота".

Комментируя идею создания общего российско-азербайджанского инвестиционного фонда, которая обсуждалась на недавней встрече министра экономического развития России Алексея Улюкаева и министра экономики и промышленности Азербайджана Шахина Мустафаева, Ахвердиев отметил: "Если начинать создание инвестиционного фонда, то долгие годы будут идти эти разговоры. Если учредителями являются два государства, они должны внести в этот фонд какую-то часть своих финансовых ресурсов и т. д. Но потом, когда будет поставлен вопрос, о том, как использовать этот фонд, могут возникнуть проблемы. Поэтому я считаю, что, конечно, надо начинать с обратного: сначала найти какие-то проекты, интересные обеим сторонам. К примеру, это может быть проведение трубопровода или другой крупный проект, где требуются большие инвестиции и т. д. Но сначала необходимо это обсудить и прийти к единому мнению, что создание такого объекта действительно будет служить интересам и России, и Азербайджана. После этого должен возникать вопрос, как финансировать это. Вот тогда можно создавать конкретный инвестиционный проект. Можно его фондом назвать, но можно другие названия придумать. Необходимо обеспечить финансирование решению этой проблемы. Я знаю по своей практике, когда фонды создаются, каждый вносит туда свою долю и потом начинается обсуждение того, что будем строить. Одни говорят: мне нужно модернизировать железную дорогу. А другой говорит: нет, мне нужно электростанцию делать, или что-то другое. Получается раздрай, из года в год идут бестолковые переговоры, и каждый остается при своем мнении. Поэтому я считаю, что надо начинать с совместных проектов, то есть установить, что нам обоим нужно, и только после этого искать финансы на это дело". 

 

 

10290 просмотров