Вестник Кавказа

Российское видение реформирования ООН

70 лет назад Сан-Франциско стал колыбелью глобальных преобразований, где представители 50 стран собрались, чтобы разработать и подписать Устав ООН, взяв на себя обязательство вместе работать над достижением мира, процветания и соблюдения прав человека. Статус официальных языков ООН имеют английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский, и организация предоставляет площадку, где представители каждой страны могут выразить свои взгляды. По идее, ООН должна быть механизмом, при помощи которого правительства разных стран находят точки соприкосновения и сообща решают проблемы. Однако эксперты полагают, что именно из того государства, где 70 лет назад был подписан Устав ООН, исходит угроза ее разрушения.

Член Общественной палаты РФ Сергей Марков считает, что есть необходимость постепенно трансформировать ООН: «США хотели бы, чтобы ООН стала послушным исполнителем их воли, как советский парламент перед ЦК КПСС. Если им это не удастся, США хотели бы маргинализировать ООН, чтобы она не мешала им вести свою политику в глобальном мире и делать вообще все, что они хотят. Эти угрозы стоят перед Россией и перед всем миром, ведь ООН может превратиться в придаток госдепартамента США, либо может быть маргинализирована и отброшена на обочину, либо США могут создать альтернативную организацию, в которой они будут доминировать. США представляют угрозу для существования ООН потому, что стремятся к доминированию, а ООН как инструмент, в котором есть право голоса у многих стран, в эти рамки не вписывается».

По словам Маркова, Россия имеет свое видение реформирования ООН, которое исходит из принципов для глобального мира, которые Россия же и предлагает: «Прежде всего, мы за многополярность мира, поэтому мы выступаем за сохранение права вето постоянных членов Совета безопасности. Но США и Великобритания пытаются ликвидировать это право вето, чтобы ликвидировать многополярность мира. Мы - за ООН, где в наиболее яркой форме представлены суверенные государства и их политические системы».

Напомним, что пять постоянных членов Совбеза - Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция, а десять непостоянных членов избираются на двухгодичный срок. Сейчас это Ангола (2016), Венесуэла (2016), Иордания (2015), Испания (2016), Литва (2015), Малайзия (2016), Нигерия (2015), Новая Зеландия (2016), Чад (2015) и Чили (2015).

Кроме того, как заявил Марков, Москва выступает за сохранение международного права, чтобы никакие военные операции не совершались без одобрения Совета безопасности.

Главными органами ООН являются Генассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН. Все они были созданы в 1945 году, когда была основана Организация Объединенных Наций. Однако в рамках организации действуют также специализированные агентства, которые занимаются конкретными проблемами, МАГАТЭ, агентство по делам беженцев…

Что касается реформы Совбеза, то, по мнению Маркова, Россия должна способствовать его расширению: «Чтобы в него в качестве постоянных членов были введены, например, Индия, Бразилия, возможно Германия и какая-нибудь крупная арабская мусульманская страна, например, Египет. В то же время, мы за то, чтобы право вето сохранялось именно за теми пятью государствами, которые имеют его сейчас, а новые постоянные члены Совета Безопасности не обладали бы правом вето».

Что касается реформы агентств, то, по словам Маркова, нужно более  ясное видение их работы, однако их деятельность основывается на концептуальном видении того, как вообще должны решаться глобальные проблемы современности. «Здесь Россия недостаточно четко еще сформулировала свою позицию. Чтобы у нас был  ответ на то, как должна развиваться ООН, нам нужно сформулировать сначала  более четкое понимание проблем глобального мира. Проще сказать, предложить свой, российский вариант глобализации для всего мира. И на основе этого сформировать более детальную концепцию реформирования ООН», - полагает Марков.

 

12450 просмотров