Вестник Кавказа

«Санкции направлены на развал евразийской интеграции»

Александра Нагиба

В конце минувшей недели на IX международной конференции «Евразийская экономическая интеграция», организованной Евразийским банком развития (ЕАБР), собрались представители государств-участников ЕАБР, членов международных организаций и интеграционных объединений, представители научных кругов СНГ и ведущие эксперты по заявленной тематике. Целью проведения конференции было заявлено выявление направлений дальнейшего развития евразийской интеграции в преддверии Договора о создании Евразийского экономического союза.

Ответственный секретарь Министерства финансов Казахстана Наталья Коржова отметила, что экономическая интеграция стран Таможенного союза (ТС) позволила простимулировать взаимную торговлю и рост инвестиций, снизить уровень безработицы. По ее сведениям, инвестиции в Казахстане с момента создания ТС возросли на 34% - до 28 млрд долларов. «Для Казахстана участие в союзе означает развитие одного из самых значимых для нас направлений – это развитие обрабатывающей промышленности», - подчеркнула Коржова.

Советник президента России Сергей Глазьев рассказал о семи проблемах евразийской интеграции. Первая проблема, по мнению Глазьева, - это сохранение в процессе евразийской интеграции государств-основателей ЕврАзЭС, которые 14 лет назад собрались для создания ТС и Единого экономического пространства. Речь идет, в частности, о Киргизии.
Однако, по данным Глазьева, общественная поддержка интеграции в Киргизии резко упала. «Упала потому, что мы слишком долго сдерживаем присоединение Киргизии к ТС и Единому экономическому пространству», - признал советник президента РФ.
«Еще один участник ЕврАзЭС приостановил свое участие по политическим мотивам – это Узбекистан. Но, как известно, общественная поддержка участия Узбекистана в евразийской интеграции растет. Наша задача как экспертов – помочь Узбекистану понять все выгоды и преимущества для узбекской экономики, которые может дать полноценное участие Узбекистана в евразийской интеграции».

Вторая проблема – стагнация взаимной торговли. «Хочется надеяться, что взаимная торговля растет
хотя бы за счет теневого оборота. К сожалению, в официально фиксированном товарообороте роста нет. Причина здесь заключается в том, что мы очень медленно движемся по пути сочетания преимуществ, в плане создания совместных производств и совместных корпораций», - отметил Глазьев.

Третья, «ключевая», проблема – это падение эффективности производства. Глазьев считает, что «надо ставить вопрос о возможности расширения ЕАБР как главного института развития инвестиционного процесса, масштабы инвестиций надо поднимать на порядок – для этого, несмотря на экономические санкции, возможности есть». Чтобы поднять инвестиционную активность во всех наших странах, по словам Глазьева, государства должны показать бизнесу стратегические направления развития. «С завершением работы ЕврАзЭС, очень важно сохранить тот опыт, который был накоплен организацией в плане формирования межгосударственных целевых программ», - подчеркнул Глазьев.

Четвертая проблема, упоминание которой неизбежно на сегодняшний день, - это последствия экономической катастрофы на Украине, что, несомненно, препятствует увеличению евразийской интеграции. «Украина соскользнула, по нашим расчетам, с траектории, где еще можно было добиться стабилизации, на территорию резкого спада, в этом резком спаде для хоть какой-то стабилизации потребуется уже 100-120 млрд долларов», - сообщил советник.
По его словам, если Украине не удастся сохранить подобное положение, последует дальнейшее снижение ВВП до 50%, абсолютное прекращение инвестиционного процесса и «коллапс украинской экономики». Глазьев считает, что без Таможенного союза у Украины нет шансов обеспечить своей экономике устойчивое развитие. По его прогнозам, дефолт на Украине — неизбежен.

Пятая проблема, на которую сейчас также сложно не обратить внимания, - это экономические санкции. В настоящее время они обращены только к России, но очевидно затрагивают Белоруссию и Казахстан. «Санкции направлены на развал евразийской интеграции, будем называть вещи своими именами. Вся ситуация с принудительным втягиванием Украины в ассоциацию с ЕС – это ответ Вашингтона на евразийские интеграционные процессы», - заявил Глазьев.

Шестая проблема – это вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). После вступления Казахстана в ВТО существующий таможенный тариф потребует коррективов. «Надо очень серьезно рассчитать все эффекты от этого изменения, продумать какие-то компенсирующие меры», - подчеркнул советник.

Седьмая проблема – это формирование общего рынка капиталов. Окончательное решение этой задачи отложено на 2020 год. «Это не значит, что мы не должны двигаться в этом направлении. Нужно исходить из наших взаимных интересов. Не могу понять, зачем Белоруссии навязывают соглашения о валютном рынке, где фиксируются обязательства всех наших государств. Зачем нам вообще в наших соглашениях брать обязательства перед третьими странами? Мы договариваемся между собой. У нас не должно быть никаких ограничений ни на движение капитала, ни на движение людей, ни на движение товаров и услуг. Должен быть полноценный общий рынок. Зачем нам подписывать соглашения на троих, где мы обязуемся друг перед другом открыться для третьих сторон? Мне этот подход не понятен, а это как раз и стало главным тормозом интеграционного процесса».

14555 просмотров