Вестник Кавказа

В договоренностях по Ирану заложена мина медленного действия

Решение Москвы о поставках Ирану комплексов ПВО С-300 не повлияло на международные переговоры по ядерной программе Тегерана, заявил заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс. По его словам, США продолжат сотрудничество с Россией по реализации рамочного соглашения по иранской ядерной программе и достижения окончательного договора. Между тем, в Тегеране, с некоторым недоверием относятся к мирным инициативам Вашингтона и призывают Россию, Китай и Индию вместе противостоять расширению НАТО на восток и созданию системы ПРО в Европе.

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Владимир Иваненко, считает, что за Иран сейчас идет серьезная борьба. "С ноября 2014 года идет согласование так называемого совместного плана действий по иранской ядерной программе. Конечные границы этого согласования уже дважды отодвигались. Однако Иран действительно долго находится под санкциями, для экономики страны это удавка, и надо как-то выходить из положения. В правительстве Ирана выпускников американских университетов сейчас больше, чем у нас, в Германии, во Франции. Специально была подобрана команда, с которой могли бы разговаривать на Западе. Президент Рухани тоже был одним из успешных переговорщиков по иранской ядерной программе. Сейчас, команда министра иностранных дел Зарифа поработала, подписали соглашение. Толпы народа вышли на улицу, и рукоплескали этой программе", - рассказал Владимир Иваненко о том, что происходило после того, как иранские переговорщики вернулись из Лозанны.

Однако, по мнению эксперта, в этих договоренностях заложена мина медленного действия: "Для иранцев ключевой момент – снятие санкций. Этим соглашением снимаются санкции Совбеза ООН, а санкции американские и евросоюзовские сохраняются. Приостанавливаются, но не снимаются. Этот момент был очень важным для внутриполитической ситуации в Иране. Потому что там тоже есть группировки, которые больше тяготеют к Западу, и те, которые больше тяготеют к России. В парламенте Ирана прошли закрытые слушания, проанализировали этот документ, и после этого президент Рухани выступил с заявлением о том, что Иран подпишет только те соглашения, которые будут предполагать полную отмену санкций. Это же вообще уж другой подход по сравнению с тем, с которым команда переговорщиков приехала из Лозанны".

Между тем, вопрос об увеличении бюджета МАГАТЭ в связи с договоренностями по Ирану пока не решен, хотя после достижения соглашения могут потребоваться дополнительные средства. Как заявил РИА Новости директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля за вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, "система проверки выполнения Ираном будущих договоренностей будет исключительно эффективной, но в основном она все-таки будет базироваться на уже действующих прецедентах — это Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, это дополнительный протокол, который позволит вести поиск незаявленной деятельности, и это так называемый модифицированный код 3.1, в соответствии с которым иранская сторона должна заблаговременно сообщать МАГАТЭ о своих планах в области мирной ядерной энергетики, чтобы агентство могло подготовиться к проверке каких-то новых явлений в ядерной программе".
По его словам, "после заключения всеобъемлющей договоренности, которая, как мы надеемся, будет достигнута к 30 июня, верификационный процесс встанет на весьма существенную основу и потребует дополнительных средств… К отдельным аспектам верификации при разработке этого соглашения подключалось и МАГАТЭ, которое имеет соответствующий опыт и которое способно отделить зерна от плевел".

7955 просмотров