Вестник Кавказа

Военно-грузинскую дорогу вновь лихорадит

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Патрульная полиция Грузии и дорожные службы начали пропускать большегрузные автомобили по Военно-грузинской дороге в сторону КПП «Верхний Ларс» - «Нижний Зарамаг» на североосетинском участке российско-грузинской границы. Восстановление движения по стратегической автотрассе связано с улучшением погодных условий и уменьшением опасности схода лавин или селевых потоков. Вопреки расхожему мнению, на исторической Военно-грузинской дороге, соединяющей Тбилиси с Владикавказом через Степанцминду, главную опасность представляет не обледенение, сильный снег или ураганный ветер, а именно лавины и селевые потоки. Они не только перекрывают дорогу, как это часто бывало в предыдущие годы, но, что гораздо трагичнее, нередко сталкивают машины в пропасть. Причем, как утверждают специалисты, такая опасность, в первую очередь, угрожает именно неповоротливым большегрузным автомобилям с прицепами. В прошлом году, сход селевого потока привел к человеческим жертвам.

Но как только погода улучшается, движение в оба направления восстанавливают и это становится общегосударственной новостью, поскольку Военно-грузинская дорога - единственная автотрасса, связывающая Грузию и Армению с Россией. Две другие дороги – через Абхазию и Южную Осетию - закрыты из-за неурегулированности грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Особенно важна автомагистраль Тбилиси – Степанцминда -Владикавказ для Армении. Поэтому, в последние дни, среди фур, дожидающихся своей очереди для отправки на север, было много машин с армянскими номерами.

Грузинские службы разбивают палатки, специальные пункты для обогрева и приема горячей пищи, работают кафе для водителей и гостиница. Впрочем, водители из Армении часто жалуются на высокие цены. Кроме того, мест в кафе и гостиницах не так много – всего около 70-80, а в кризисных ситуациях такого количества не хватает, и водителям приходятся обогреваться в машинах, тратя на это драгоценные ресурсы своих машин и увеличивая тем самым себестоимость экспортируемой продукции.

Не говоря уже о том, что часто эта продукция скоропортящаяся. Таким образом, несколько дней простоя на Военно-грузинской дороге могут обернуться потерей всего. Именно поэтому, нередки случаи, когда армянские водители, заподозрив вероятность простоя больше чем 1-2 дня, поворачивают обратно в Армению.

Это еще раз подчеркивает, насколько важна магистраль для соседней страны. Второй путь – через грузинские порты Поти и Батуми – может и выгоден для крупного бизнеса, но как говорят водители и владельцы грузов, очень неудобен для доставки небольших партий продукции. Особенно, если товар везут непосредственно на Северный Кавказ и Ростовскую область, не говоря уже о более восточных регионах РФ.

Однако это проблема хроническая и с ней ничего не поделаешь, поскольку Военно-грузинская дорога идет через перевал по высокогорному серпантину, а там никакие новые технологии строительства коммуникаций не могут гарантировать от многодневного простоя из-за суровых погодных условий и смертельной опасности схода лавин или селевых потоков.

24010 просмотров