Вестник Кавказа

Гагик Агаджанян: «Армении, находящейся в полублокаде, нужна уникальная система транзита»

Давид Степанян, Ереван
Гагик Агаджанян: «Армении, находящейся в полублокаде, нужна уникальная система транзита»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“


Директор крупнейшей в Армении транспортно-экспедиторской компании "Апавен" Гагик Агаджанян в интервью ВК говорит о необходимости разработки Транспортной стратегии для решения ряда проблем сферы.

- В Армении на политическом уровне часто говорят о грабительской тарифной политике Грузии по отношению к Армении. Вы как эксперт с этим согласны?

- Я категорически не согласен с подобными утверждениями. Максимальная стоимость обработки одной тонны груза или контейнера в 20 фут в потийском порту не превышает $200-$250. Минимальная стоимость обработки, к примеру, в порту Лонг-Бич в Лос-Анджелесе не менее 500 долларов. В роттердамском порту стоимость обработки колеблется в пределах 300 евро. А в Поти эти же контейнеры могут обрабатываться и за 150-200 долларов, в зависимости от объемов. Таким образом, по сравнению даже с тем же Новороссийском тарифы в грузинских портах очень даже приемлемы.
Я 18 лет руковожу компанией “Апавен”, и все эти годы мы работаем с портом Поти. Сравнительный анализ между Поти и более 80 портами, с которыми мы имеем дело, в целом в пользу грузинского порта.
Что же касается железнодорожной составляющей, то стоимость перевозки одной тонны груза по железной дороге Грузии и железной дороге Армении принципиально не отличается. То есть, мы не можем требовать от грузин более низких тарифов, в то время как у нас самих эти тарифы практически аналогичные.

- Руководство “дочки” РЖД компании ЮКЖД в неоднократно заявляло о сохранении действующих тарифов на грузоперевозки, несмотря на рост тарифов по всему миру. Оцените деятельность компании?

- Передачу Армянской железной дороги в концессионное управление РЖД считаю большим достижением. В последнее время мы ощутили положительные перемены в работе ЮКЖД. 20 лет мы только эксплуатировали нашу железную дорогу, ни копейки в нее не вкладывая. Сегодня по всей протяженности железных дорог Армении ведутся работы, меняются рельсы, шпалы, контактные линии. Несмотря на отсутствие нового подвижного состава, зная состояние центральной магистрали, мы уверены, что вагоны с нашими грузами не перевернутся. Буквально несколько лет назад вагон с грузом после пересечения границы с Грузией доходил до Еревана в течение 3-5 дней. Сегодня этот путь вагон проходит в течение суток. Это стабильное достижение увеличения скорости, которое влечет за собой уменьшение затрат, что в свою очередь является результатом хорошей работы ЮКЖД.

Подписание же недавно Соглашения о строительстве железнодорожного участка Ванадзор-Фиолетово стало самой приятной вестью, которую мне приходилось слышать в этом году. С 2004 года я говорил о необходимости реализации этого проекта, так как сокращение железнодорожного участка на 20% само по себе является очень существенным достижением. Кроме этого, мы получим кольцевое движение по всей Армении, это кратчайший путь от севера до юга, от Гюмри до Зода.

- Комитет госдоходов уверяет, что на границах с Грузией и Ираном идет тотальное техническое переоснащение и повышение эффективности работы таможенных пунктов и терминалов на границах. Облегчилась ли процедура растаможки и перехода границы?

- Я постоянно перехожу границу и как специалист могу сказать, что подвижки есть, но они очень медленные по сравнению с грузинской таможней и нам еще многое предстоит сделать. Наши таможни принципиально отличаются по качеству и скорости облуживания и грузины на голову выше нас. Там принцип одного окна, жестко установленные графики, причем, для граждан и грузовиков всех стран, а не только Грузии. То есть, обработка документов должна занять несколько минут, если она займет больше, то это будет для них уже ЧП. Не могу сказать этого о нашей таможне, хотя были времена когда ситуация у нас была намного лучше чем в Грузии.

- Какие меры нужно предпринять Армении для выхода из полублокадного состояния и повышения транзитной привлекательности?

- Одним из таких шагов является разработка в Армении Национальной транспортной стратегии. У нас должно быть свое видение развития транспорта внутри страны. Речь идет о комплексе вопросов, связанных с терминальными услугами, пограничными переходами, таможенными пунктами, автотранспортом, железной дорогой, авиацией, различными пошлинами, сборами. Нужна уникальная система, разработанная именно для Армении, находящейся в полублокаде. Мы должны создать максимально облегченную систему транзита, которая облегчила бы положение Армении. Эта система предоставит Ирану и Грузии такие возможности, которые позволят Армении стать не просто «пользователем», а их равноправным партнером. Нужно создать оптимальные условия хотя бы для транзита из Ирана в Грузию и из Грузии в Иран, так как у нас сейчас практически нет транзита через территорию Армении.

В свое время аналогичная ситуация была в Грузии, но они ликвидировали визы, создали максимально-облегченные условия для того, чтобы привлечь грузоперевозки и туристов. В свое время армяне вообще не ездили туристами в Грузию, а посмотрите, что происходит сейчас.

Но есть и серьезные проблемы. Межправительственным соглашением Армения и Грузия освободили друг друга от всех возможных сборов и пошлин. Достаточно долгое время стороны жестко придерживались этого соглашения. Потом начались мелкие дрязги, в Армении появился институт брокеров и их платные услуги стали бременем для заезжающего и выезжающего из Армении автотранспорта. Потом в Армении появилось ОСАГО, причем и для всех въезжающих в республику авто. Делается все это очень грубыми методами. К примеру, временный ввоз на 15 дней сталкивается с установленным страховыми компаниями минимальным сроком страховки в 1 месяц. Человек не находиться месяц в Армении, но платить почему-то должен за месяц. Причем все это выражается в каких-то мелких непринципиальных суммах.

Естественно, в ответ на это в Грузии с 1 марта ввели налог на использование инфраструктуры иностранным грузовым транспортом в размере 200 лари, а это около 115 долларов, причем лишь для грузовых машин, все остальные проходят без проблем. То есть грузины не цепляются за эти несколько лари. Делегация Минтранса Армении уже обсуждала этот вопрос в ходе визита в Тбилиси. Проблема также обсуждалась во время визита грузинского премьера в Ереван. Это очень важный вопрос, учитывая наличие межправительственного соглашения между нашими странами, которым стороны освободили друг друга от всех подобных проблем. Нужно как-то урегулировать эту ситуацию, ведь, в конечном счете, в выигрыше-то остались не мы, а грузины. В этих вопросах нужен государственный подход, внимание, национальная политика, выраженная в четкой Национальной транспортной стратегии.
36310 просмотров