Вестник Кавказа

Грузинский бюджет затягивания ремней

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Парламент Грузии приступил к рассмотрению государственного бюджета на 2011 год. Президент Саакашвили уже охарактеризовал главный финансовый документ как «бюджет затягивания ремней». Потуже «затянуть ремни» Грузию заставляют объективные обстоятельства: в следующем году иссякает западная помощь в размере 4,5 млрд дол. (что больше годового бюджета), выделенная стране дружественными государствами и международными организациями после августовской войны 2008 года. Нет худа без добра – эта помощь позволила Грузии не только возместить непосредственный ущерб от боевых действий (не превышающий, по самым пессимистическим оценкам, миллиарда долларов), но и пройти весь кризисный период 2008-2010 годов без особых сокращений бюджетных расходов на социалку и образование, то есть наиболее чувствительные общественно-политические сферы.

Бюджет-2011 станет первым после «революции роз», в котором доходная и расходная части бюджета не растут, а сохраняются на уровне предыдущего года. За 7 лет бюджет страны вырос с 500 млн долларов до 7 миллиардов. Казалось бы, из-за прекращения западного финансирования невозможно сверстать бюджет хотя бы на уровне текущего года, ведь кризис все еще не преодолен, а поступления сокращаются. Но правительство пошло по наиболее разумному пути, урезав средства на оборону и перебросив их на социальные и инфраструктурные проекты.

При этом никто открыто не говорит, какие соображения легли в основу политического решения сократить расходы на оборонку. Но причины лежат на поверхности. До 2008 года Грузия всячески усиливала вооруженные силы, не предполагая, что ее противником в вероятной войне станет российская армия, а не абхазские и осетинские формирования. Но после того, как в Абхазии и Южной Осетии сложилась новая реальность, а Россия жестко заявила (и продемонстрировала на деле), что восстановления территориальной целостности Грузии силой она не допустит, в Тбилиси пришли к вполне логичному выводу: тратить средства на закупку новых вооружений бессмысленно – сколько их не покупай, с российской армией грузинские вооруженные все равно не справятся. А для участия грузинских войск в операции НАТО в Афганистане или поддержания статус-кво на границах с Абхазией и Южной Осетией хватит и тех средств, которые реально выделяются на оборонные нужды.

Таким образом, бюджет-2011 – 6,9 млрд лари (1 доллар – 1,78 лари) примерно равен бюджету-2010. Причем приоритеты прописаны четко - социальная сфера (в том числе здравоохранение), образование и развитие инфраструктуры. Финансирование этих сфер не только не увеличивается за счет урезания военных расходов почти наполовину. При этом власти решили сократить дефицит бюджета с 6% до 4%, демонстрируя тем самым, что никакой кризис не заставит их свернуть с пути «монетаризма». Речь идет о формировании «жестко сбалансированного, сильного бюджета», по терминологии специалистов МВФ. Они неоднократно ставили Грузию в пример даже некоторым членам ЕС, чья бюджетная расточительность чуть не обвалила главный экономический проект послевоенной Европы – евро.

Министр финансов Каха Баиндурашвили заявил, что в 2011 году не предусмотрено повышение зарплат для госслужащих, будут серьезно сокращаться их премии, а также расходы на представительство и командировки. Кроме того, госслужащим придется пересесть с дорогих иномарок на более дешевые модели. В то же время, власти обнадеживают население перспективой экономического роста. В этом году рост ВВП прогнозируется на уровне 4-5%, что можно считать блестящим показателем с учетом отсутствия собственных энергоресурсов, а к 2012 году, по словам президента Саакашвили, «страна вновь выйдет на двухзначные цифры экономического роста».

Еще более радует, что наметившийся тренд сокращения военного бюджета, роста невоенных расходов, приоритетного финансирования социалки и развития инфраструктуры уже вряд ли изменится.
18035 просмотров