Вестник Кавказа

bp проводит ревизию на Каспии

Евгений Кришталёв
Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, потеря платформы и продолжающийся разлив нефти серьезно подорвали позиции компании bp. Стоимость акций упала фактически вполовину, а руководство нефтяного гиганта поставлено в жесткие рамки поиска путей спасения компании от потенциального враждебного поглощения или вовсе разорения. Главным образом bp необходимы свободные деньги на оговоренный с правительством США экологический фонд в размере $20 млрд и еще несколько миллиардов на текущие операционные расходы по протекающей скважине. При этом боссы компании не прочь расстаться с частью собственности, расположенной в самых разных частях света. Визит президента bp Тони Хейворда в Азербайджан может рассматриваться в ракурсе именно таких усилий.

Интерес к телодвижениям bp по ликвидации экологического и имиджевого ущерба отнюдь не случаен, если смотреть на него сквозь призму политики и экономики на Южном Кавказе. На берегах Каспия у компании реализуются крупные энергетические проекты, одни из самых успешных в постсоветском пространстве.

bp выступает оператором проекта разработки блока морских нефтегазовых месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли", владея 34% пакетом, а также крупного газоконденсатного месторождения "Шахдениз" в азербайджанском секторе Каспийского моря (25,5%). Кроме того компания оперирует сразу двумя нефтепроводами "Баку-Тбилиси-Джейхан", через который большая часть азербайджанской нефти выходит на мировой рынок, и "Баку-Супса" до грузинского побережья Черного моря.

В Баку главу bp традиционно примет президент Азербайджана, а также пройдут встречи в Госнефтекомпании Азербайджана. Цель визита обозначена как обсуждение реализации текущих проектов. Поговорить есть о чем. Не далее как в марте транснациональная компания и азербайджанские власти договорились о продолжении разработки блока АЧГ и создании еще одной нефтедобывающей платформы на Чираге. Общий объем инвестиций в продолжение проекта, рассчитанного на 3-4 года, составит $6 млрд.

Расходы проекта должны распределятся примерно следующим образом: около $4 млрд – на строительство объектов и установок, а также на опережающее бурение, остальные средства – на бурение скважин, которое будет необходимо в процессе добычи. В нынешних условиях для bp будет крайне сложно искать финансирование под "Чираг-2" и не исключено, Тони Хейворд будет просить азербайджанскую сторону способствовать финансированию проекта. Ранее при разработке АЧГ bp брало на себя расходы Госнефтекомпании Азербайджана в зачет будущих партий добытой нефти. Расчет по этой схеме был осуществлен несколько лет назад. Теперь нефтяной гигант может задействовать ее в обратном режиме.

Что же касается снижения присутствия bp в каспийских проектах, то пока руководители компании ни разу не упоминали свои активы в Азербайджане в качестве возможного объекта для продажи. В Баку Хейворд может попросить кредит у Азербайджана опять-таки в зачет будущих продаж нефти с действующих проектов АЧГ. Азербайджанская сторона в свою очередь может затребовать не нефть или газ, а именно процент от участия в контрактах. ГНКАР не прочь увеличить свою долю в проектах на Каспии, при этом не забирая операторства у bp.

То, что у Азербайджана есть деньги и под стоящее дело они могут их одалживать хорошим друзьям, показала недавняя история с президентом Белоруссии Лукашенко, попросившего у Баку $200 млн на погашение долга российскому "Газпрому".

В любом случае азербайджанцы используют сложное положение нефтегиганта для достижения своих целей, как экономического, а возможно и политического характера. bp последние десятилетия была хорошим лоббистом интересов Азербайджана в мире и эти способности у компании сохраняются.
20525 просмотров