Вестник Кавказа

Кому достанется ливийская нефть

События последних месяцев высветили вопросы присутствия российских компаний в Ливии. Кто придет к власти в этой североафриканской стране после Каддафи? Есть ли у представителей новых властей Ливии желание сотрудничать с российскими компаниями? Ответы на эти вопросы эксперты пытались ответить в ходе прошедшего в Москве круглого стола: "Ситуация в Ливии: что будет с российскими контрактами на добычу нефти?"

Директор департамента международного сотрудничества министерства топлива и энергетики РФ Алексей Сухов
Чем обусловлен интерес нашего министерства к ливийскому направлению? Прежде всего, мы понимаем, что Ливия несмотря ни на какие события, в ней происходящие и уже происшедшие, по-прежнему остается страной с обширной территорией. Ее географический размах указывает на то, что, занимая четвертое место на африканском континенте, она априори уже обращает на себя пристальные взгляды большинства государств не только региона, но и мира. Запасы разведанных энергетических ресурсов Ливии также указывают на то, что интерес к развитию сотрудничества с этой страной для министерства энергетики крайне важен. Более того, у нас был положительный опыт сотрудничества с ливийскими партнерами до осложнения военно-политической обстановки в этой стране. До февраля текущего года ряд российских компаний уже сотрудничал с ливийскими партнерами. Прежде всего, я бы хотел обратить внимание на имевшиеся и пока приостановленные контракты таких компаний как «Газпром», «Газпром нефть», «Татнефть», и достаточно активную позицию на ливийском направлении всегда занимал и занимает ЛУКойл. В прошлом году и до февраля текущего года указанные компании достаточно активно позиционировали себя на ливийском энергетическом рынке.
«Газпром» осуществлял геологоразведку на двух участках, на шельфе Средиземного моря и на одном из нефтедобывающих участков на суше в Ливии. Компания «Газпром нефть» достаточно активно сотрудничала с итальянским концерном Eni по развитию энергетического сотрудничества уже в трехстороннем формате. Компания «Татнефть» до февраля поддерживала контакты с 18 ливийскими энергетическими компаниями и осуществляла разведку четырех участков. К сожалению, из-за осложнения военно-политической обстановки сначала в регионе, а потом в стране сотрудничество было приостановлено в связи с объявлением форс-мажорных обстоятельств.
Тем не менее нынешнее ливийское руководство, имею в виду переходный национальный совет, подает нам сигналы о намерениях восстановить сотрудничество, прежде всего, межгосударственные. Мы исходим из того, что одним из важнейших направлений этого сотрудничества будут торгово-экономические связи, а их основой станет энергетическое сотрудничество между Российской Федерацией и Ливией. Министерство энергетики, представляя российскую сторону в энергетическом сотрудничестве, надеется прежде всего на возобновление подобного сотрудничества, и возможна его активизация и расширение по различным направлениям.

Специалист по вопросам нефтегазовой отрасли Азад Бабаев.
В настоящее время тема нефтяных контрактов с Ливией, наверное, остается самой актуальной на мировой арене. Все задаются вопросом, кому все-таки достанутся нефтяные контракты ливийской стороны. Ряд наших российских компаний участвовали в добычи в Ливии и в связи с революцией вынуждены были приостановить добычу и покинуть страну. В Ливии также работали китайские нефтедобывающие компании. Вложения китайских компаний в Ливию гораздо больше, чем российских. Если вложения наших нефтяных компаний в Ливии оцениваются в сумму около миллиарда долларов, то вложения китайских компаний – это несколько миллиардов долларов. Если провести параллели между Ливией и Ираком, можно вспомнить, что иракская война начиналась примерно по тем же причинам, что и ливийская - это борьба за нефть. На сегодняшний день она оценивается около 30 миллиардов баррелей, причем Ливия помимо нефти также еще обладает существенными запасами природного газа, что ее делает еще более привлекательной для нефтегазодобывающих компаний. Судя по тому, кто в основном помогал ливийским повстанцам, основные контракты получат французские компании Tonal, Elf, итальянская Eni, английский BP и, скорее всего, американский ExxonMobil. Основной пирог будет делиться между этой четверкой стран. Мы надеемся, что нашим компаниям будет над чем работать и будет к чему стремиться, тем более правительство на сегодняшний день прикладывает в этом плане максимальные усилия.
На сегодняшний день нашим компаниям и правительственным чиновникам стоит брать пример с китайских коллег. Китай в 2003 году вынужден был покинуть Ирак, а сейчас вынужден был покинуть Ливию, так же и наши компании покинули Ирак, тогда потери только ЛУКойла составили более 7 миллиардов рублей, и лишь ЛУКойл смог вернуться на иракский рынок, более семи лет спустя.
Нужно выбрать выжидательную позицию, потому что еще неизвестно, чем ливийская война может закончиться. В Ливии более 130 племен, и на сегодняшний день у них общий враг - Каддафи. Каддафи удавалась на протяжении многих лет держать баланс между племенами, а сейчас каждое из племен захочет быть как можно ближе к этому пирогу и получить свой кусок из этого пирога. Не исключено, что начнется новая борьба за ливийскую нефть.
В отличие от Ливии в Ираке участвуют силы НАТО, а в Ливии этот контингент участвовать не будет. С воздуха добычу нефти не проконтролируешь. Поэтому нужно принять выжидательную позицию, а время покажет. Нужно проявить определенное терпение и, в любом случае, наши компании смогут вернуться. Более того, на ливийский рынок смогут прийти новые компании - «Роснефть», «Башнефть» и другие российские компании.
17390 просмотров