Вестник Кавказа

«ШАХДЕНИЗ» МОЖЕТ ПРОЖДАТЬ ДО 2016 ГОДА

Евгений Кришталёв
Международный консорциум, работающий на месторождении «Шахдениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря, пока не планирует начало второй фазы разработки богатой газовой структуры. Неопределенность с покупателями и условиями доставки топлива может задержать этот процесс на несколько лет до 2016 года. Все это неизбежно отразится не только на планах самих нефтяных компаний, но и повлияет на настроения проектировщиков трубопроводов в Европе.

Еще пару лет назад крупные мировые компании вели активные консультации с азербайджанским правительством об интенсификации разработки «Шахдениза» по второй стадии проекта. Сроки назывались разные. Самым ранним указывался 2010 год, скептики же называли 2014-ый. Но до сих пор необходимого санкционирования работ по Стадии-2 не произошло. Причина тому - продолжающиеся ценовые споры относительно продажи газа будущим покупателям. В последних, несмотря на большую очередь желающих, официально еще никто не заявился. Среди претендентов - Россия, Турция, Греция, Италия, Болгария, Румыния, Австрия, Германия и даже Иран. К слову, иранская государственная компания NIOC имеет 10% участия в международном консорциуме по разработке «Шахдениза» и может смело претендовать на поставку своей доли на рынок своей страны.

Азербайджан не торопится форсировать переговоры, поскольку не заинтересован в продаже своего газа по демпинговым ценам. Время трудностей в конце 1990-х, когда контракты и их ценовые параметры согласовывались быстро и преимущественно на условиях покупателя, прошло. Азербайджанские специалисты приобрели бесценный переговорный опыт, который сегодня им очень помогает в диалогах с потенциальными партнерами. Накопленные же финансовые ресурсы от продажи нефти и газа по первым контрактам позволяют чувствовать себя свободными от сиюминутных колебаний рынка и не уступать в принципиальных моментах.

Принципиальных же условий по Стадии-2 накопилось немало. Стратегия выбора основного партнера, который бы закупал львиную долю ресурсов, сменилась на многовекторный подход. Сегодня в Баку не исключают, что «большой газ» «Шаха» может пойти и на север, и на юг, и на запад. Многое определит финансовая составляющая предложений и политическая целесообразность. Консорциуму надо точно определиться с тем, кто именно будет покупать газ, по территории каких стран пойдет транзит, откуда будет идти финансирование капитальных вложений. Возможно, в том числе и из-за нерешенности обозначенных базовых вопросов консорциуму на данном этапе определения покупателей сложно концентрироваться сугубо на технических вопросах реализации проекта.

На Стадии-1 с малыми объемами добычи и ориентацией исключительно на Грузию и Турцию и собственно азербайджанский рынок было проще составлять модели финансирования строительства платформы, трубы, иных технологически необходимых объектов. В нынешней ситуации политики в проект привнесено на порядок больше, а наложение процесса на финансовый кризис заставляет подходить к проекту с еще большей осторожностью.

Нынешние цифры оценки стоимости Стадии-2 уже достигают примерно 10 млрд долларов. К примеру, вся первая часть проекта «Шахдениз» до сегодняшнего дня «съела» лишь около половины этой суммы. На каких условиях могут быть получены необходимые финансы, сегодня сказать сложно.

В Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) полагают, что для санкции Стадии-2 необходимо решать также вопрос экспортного трубопровода. Ныне действующая магистраль Баку-Тбилиси-Эрзурум может не справится с объемами добычи, планируемой в районе 20-25 млрд кубометров в год. С другой стороны эта проблема исчезнет, если ГНКАР договорится о продаже существенного объема газа российскому «Газпрому» и иранской NIOC. Ситуация сводится к тому, что такие сделки возможны, а «Газпром» и вовсе получил статус привилегированного покупателя азербайджанского газа в случае совпадения ценовых предложений от других его конкурентов.

Среди таких может выступить проект трубопровода «Набукко», который также испытывает сложности с поиском финансирования и наполнения. Завершение первой фазы его строительства, намеченное на 2014 год, аккурат совпадало со сроками старта добычи большого газа на «Шахе». Однако теперь и там пошли разговоры о смещении временных параметров. Насколько связанны оба эти процесса, сказать пока сложно, но то, что между проектами существует некая общность, прослеживается вполне системно.

Тем не менее, если «Газпром» заберет часть азербайджанского газа на север, то «Набукко» будет еще сложнее решать вопрос с заполнением собственных мощностей. Ситуацию может выправить лишь поставки с других месторождений, и тут внимание европейцев сфокусировано как раз на возможностях Туркмении.

Новая труба из Азербайджана в Турцию может понадобиться как раз в том случае, если будет положительно решен вопрос о создании транскаспийского трубопровода для вывода туркменского газа через Южный Кавказ в Европу. Однако можно уверенно утверждать, что ни азербайджанская, ни туркменская сторона не будут локомотивами таких проектов, переложив все тяготы политического и экономического характера на западных партнеров. Иными словами, кому нужна труба, тот и будет заморачиваться относительно ее строительства.

А пока до Стадии-2 далеко Азербайджан пытается разобраться в нынешних перипетиях действующих контрактов и никак не может разрешить разногласия с Турцией по поводу стоимости газа. Уже много раз стороны объявляли о скором достижении соглашения, однако до сих не подписали окончательно согласованных бумаг. Этот спор аналитики поспешили назвать причиной текущей приостановки добычи газа на «Шахденизе». О плановой остановке накануне сообщила компания-оператор проекта BP-Azerbaijan. Однако для большинства трейдеров, занимающихся продажей газоконденсата с месторождения, такое планирование стало неожиданной новостью.
24515 просмотров