Вестник Кавказа

Из адыг в греки, из грек в адыги

Сейчас уже вряд ли кто-то сможет определенно сказать, насколько для адыгов Карачаево-Черкесии было принципиально видеть человека своей национальности именно в премьерском кресле. С одной стороны пост главы Кабмина никогда не был в республике ключевым и, как говорят эксперты, не открывал больших перспектив влияния, с другой – негласное этническое квотирование в какой-то степени помогало сохранять межнациональное согласие.

Согласно результатам последней переписи, карачаевцы составляют 38,5% населения республики, русские - 33,6%, черкесы - 11,2%, абазины - 7,3%, ногайцы - 3,3%, а представители всех остальных этносов и национальностей вместе взятые - 6,1%. Схема, по которой президентский пост занимал карачаевец, а премьерский – черкес, считалась вполне справедливой. По крайне мере до тех пор, пока занявший в сентябре 2008 года кресло главы республики Борис Эбзеев не начал борьбу с этнополитическим фактором, когда посты во власти распределяются среди представителей титульных национальностей. Бывший член Конституционного суда, юрист, работавший в Питере, еще перед назначением сказал, что не приемлет во власти ни родственников, ни друзей, ни соседей: «Только профессионалы, порядочные люди, ориентированные на результат. Причем результат не любой ценой, а строго в рамках закона». Тогда же Эбзеев назвался сторонником «интернационального подхода» к формированию кадров и справедливого представительства в органах исполнительной власти людей всех национальностей. «Интернациональный подход» был воплощен в жизнь таким образом – «черкесский» пост премьера был отдан греку Владимиру Кайшеву, а его заместителями стали ногаец, абазин, карачаевец… и, конечно, черкес - Мурадин Кемов.

Тем не менее назначение Кемова вице-премьером не сгладило очередного обострения «черкесской проблемы». Как сообщает СКФОnews со ссылкой на председателя Союза славян Адыгеи, депутата Госсовета республики Нину Коновалову, в Карачаево-Черкесии идут столкновения карачаевской и черкесской молодежи: «В этих процессах очень негативную роль играет национальная интеллигенция. Политики с той и с другой стороны начинают драться, и «подставляют» молодежь. Нечистоплотные люди есть и с той, и с другой стороны».

Причем поводом для недовольства могут стать заявления, формально не имеющие никого отношения к национальному вопросу. Логические цепочки выстраиваются достаточно легко. Так, например, когда Эбзеев, по большому счету и брошенный на Карачаево-Черкесию для борьбы с коррупцией, сказал, что она формирует финансовую базу терроризма, возмущению черкесов не было предела. «Удивляют амбиции и размах президента – в республике дел невпроворот, а его больше беспокоят вопросы, которые далеко вне его компетенции… Если господину Эбзееву не терпится проявить себя на поприще борьбы с терроризмом, и проследить под этим соусом теневые финансовые потоки республики, ему в первую очередь следовало бы обратить внимание на то, что карачаевские районы давно уже превратились в оффшорные зоны, и вопросы налогообложения и сбора налогов стали главной головной болью налогового управления республики. Именно это управление стало камнем преткновения обострившейся общественно-политической ситуации в республике», - пишет «Адыгея Натпресс».

И это не единственный негативный отклик со стороны черкесов на инициативы и высказывания президента республики. Чтобы снять напряженность, премьера-грека еще в январе отправили в отпуск, а его обязанности исполнял заместитель – черкес Кемов. Возможно, Эбзеев еще надеялся отстоять свою позицию, сводящуюся к тому, что должности занимают не по национальному признаку, а по профессиональному, но в конце апреля в Черкесск нагрянул президентский полпред в СКФО. Александр Хлопонин потребовал соблюдать принцип паритета в подборе управленческих кадров, сказав, что ущемление паритетного права черкесов играет на руку внешним силам, раскачивающим черкесский вопрос для дестабилизации обстановки на Кавказе. Причем полпред не то что вскользь упомянул о происках Запада, а говорил об этой проблеме как о ключевой.

"Вы знаете, куда эта тема вышла, кто за ней стоит, и какие силы работают над тем, чтобы зажечь спичку! Тем более с характером и амбициями северокавказцев. Сейчас уже заговорили о черкесском геноциде. И там сидят целые научные институты, которые работают над разными стратегиями по разным республикам… Северный Кавказ - стратегическая территория России, как и Сибирь, и Дальний Восток. Наши оппоненты за пределами России всегда бьют точно в самые слабые места. Закончилась проблема с Украиной – возникает проблема Северного Кавказа, Киргизии, Ирана. Чем больше проблем за пределами США, тем спокойнее США себя чувствуют…", - говорил Хлопонин. Большинство экспертов скептически отнеслось к такой геополитической увязке, видимо, устав от поисков «руки Запада». Однако Эбзеев уже отправил в отставку «греческое» правительство, ввернув при этом, что «республике нужны ломовые лошади, а не краснобаи», и вот-вот Кабмин возглавит черкес.

Как бы то ни было, эксперты не склонны считать, что Эбзеев непродуманными управленческими решениями мог спровоцировать рост напряженности в регионе. Как заявил «Клубу регионов» президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский, в Карачаево-Черкесии «идет искусственное раздувание конфликта со стороны черкесских олигархов, которые под видом того, что защищают интересы черкесов, пытаются получить высокие посты».
36675 просмотров