Вестник Кавказа

150 лет автономии

Среди других республик Северного Кавказа, многочисленные проблемы которых никак не могут решить ни на местном, ни федеральном уровне, Дагестан, как известно, выделяется своей многонациональностью. Причем языковое и этнокультурное многообразие народов, населяющих этот край, всегда осложняло работу чиновников – как местных (по очевидным причинам вынужденным поддерживать те или иные каланы), так и варягов (неспособных досконально изучить особенности взаимоотношений в среде аборигенов).

Распад Дагестана апокалиптически настроенные эксперты предрекали довольно часто. Еще в начале 2000-х говорили о том, что в Хасавюрте и одноименном районе образовался своеобразный независимый анклав, вышедший из подчинения республиканских властей и противостоящий им. Интересно, что согласно местной конституции, «Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана». Еще в 1859 году, после разгрома царскими войсками имамата Шамиля, Дагестан фактически присоединили к Российской империи в качестве Дагестанской области, где было введено так называемое военно-народное управление. А в ноябре 1920 г. на Первом вседагестанском съезде провозгласили советскую автономию. Читая выступление Сталина на том знаковом мероприятии, трудно отделаться от аналогий с современными представлениями о возможности нормализовать там ситуацию:

В настоящее время правительство России, благодаря победе над врагами получив возможность заняться вопросами внутреннего развития, нашло необходимым объявить вам, что Дагестан должен быть автономным, что он будет пользоваться внутренним самоуправлением, сохраняя братскую связь с народами России.
Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям.
Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат.
Я здесь от имени правительства РСФСР уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев.
Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию.
Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены.
Давая автономию Дагестану, Советское правительство имеет определенную цель выделить из среды местных работников честных и преданных людей, любящих свой народ, и вверить им все органы управления Дагестаном, как хозяйственные, так и административные. Только так и только таким образом можно сблизить Советскую власть в Дагестане с народом. Никакой другой цели, как поднятие Дагестана на высшую культурную ступень путем привлечения местных работников, Советская власть не имеет.
Советская власть знает, что темнота — первый враг народа. Поэтому необходимо создать побольше школ и органы управления на местных языках.

Гоцинский 90 лет спустя

Чтобы понять, о чем говорит «вождь народов» дальше, придется сделать небольшой биографическое отступление, и сказать несколько слов о тогдашних имамах Дагестана и Чечни, одной из наиболее противоречивых фигур среди которых считается Нажмудин Гоцинский. Он был на 10-15 лет старше Сталина (точная дата рождения имама не известна) и пользовался бешеной популярностью в горных республиках. Отец Гоцинского был наибом имама Шамиля, а потом - царским наместником. Сам Нажмудин, получив хорошее духовное образование, писал стихи, избирался в Госдуму, а будучи муфтием и имамом Дагестана и Чечни слыл сторонником независимости горских народов, ратуя за создание им независимого государства - Северокавказской горской республики. Если судить поверхностно, Гоцинский толком не разобрался в своем отношении к Деникину и Врангелю, зато против Советской власти выступил вполне открыто, за что и поплатился – был объявлен врагом трудящихся, скрывался, но в конечном счете был пойман и казнен. Это было уже через пять лет после памятных слов Сталина, прозвучавших на Первом вседагестанском съезде:

Последние события на юге Дагестана, где предатель Гоцинский выступил против свободы Дагестана, являясь выполнителем воли генерала Врангеля, того самого Врангеля, который при Деникине, борясь с повстанцами, разрушал аулы горцев Северного Кавказа, — эти события говорят о многом.
Я должен отметить, что дагестанский народ в лице своих красных партизан в боях с Гоцинским, защищая свою Советскую власть, доказал тем самым свою преданность красному знамени.
Если вы прогоните Гоцинского, врага трудящихся Дагестана, то тем самым оправдаете доверие, которое оказывает высшая Советская власть, давая Дагестану автономию.

Сегодня тоже нередко можно услышать, что если с Северного Кавказа прогнать каких-то экстремистов, то жизнь сразу наладится. Однако, похоже, что вопрос так просто не решить, ведь проблемы Дагестана лежат глубже амбиций несогласных, пусть даже весьма и весьма пассионарных. Об этом ВК расскажет в ближайшие дни.
Продолжение следует
27985 просмотров