Вестник Кавказа

Избавление от мук по-армянски

Сусанна Петросян, Ереван
24 апреля армяне отметят самый большой христианский праздник - Святую Пасху. Армянская апостольская церковь отмечает Пасху в следующее за полнолунием воскресенье после весеннего равноденствия. По этому «передвижному» празднику составляется весь церковный календарь. По легенде, солнце после восхода еще два часа стоит на месте из уважения к этому дню, приветствуя весь мир.

В советские времена в Армении не предали забвению христианские праздники и обряды. Христианская вера, наряду с языком, всегда была важнейшей составляющей армянской национальной идентичности. Пасху в Армении называют "Затик" ("затвел" - избавление от мук). Праздник начинается вечером в страстную субботу, по завершении церковного обряда "андастана" - освящения четырех сторон света. Армяне говорят друг другу: "Христос воскрес из мертвых" - "Благословенно Воскресение Христово".

Раньше Пасха в Армении называлась "кармир кираки" (красное воскресенье). Красный цвет присутствует во многих ритуалах, начиная с того, что яйца должны быть выкрашены в красный цвет, символизирующий животрепещущую кровь распятого Христа, пролитую во имя спасения людей. Те, кто придерживается традиции, красят яйца луковой кожурой. "Только в Пасху мы красим яйца, поскольку яйцо символизирует Вселенную, скорлупа похожа на небо, пленка - на воздух, белок - на воду, а желток и есть сама земля. Когда мы берем в руки крашеное яйцо, мы провозглашаем наше спасенье",- писал армянский философ и церковный деятель XIV века святой Григор Татеваци.

Армянские женщины должны были сами изготовить или связать хотя бы одно декоративное яйцо, которое вешалось на традиционное пасхальное Древо жизни. Традиция предусматривала изготовление дерева из веток вишни, а также из переплетенных красных и зеленых ниток. Красная символизирует женское начало, а зеленая - мужское. Кухню украшали венком из колосьев зерна. Была популярна и самодельная кукла Аклатиз, украшенная 49 камушками и репчатым луком, которая приносила удачу в дом. В Аклатиз втыкали семь перьев, символизирующих пост, который длился 49 дней или семь недель.

По словам член-корреспондента Национальной академии наук Левона Абрамяна, армянская пасха характеризовалась кровавым обрядом - закалывали несколько волов или быков. Жертвоприношение совершалось во дворе церкви в субботу, накануне Пасхи. Мясо варили самые уважаемые и авторитетные семьи, пользующиеся доверием общины. Наутро, в день пасхи, жертвенное мясо (по-армянски "матах"), которое варили всю ночь, раздавалось всем. Считалось, что "матах" надо было обязательно съесть: «Не съешь "матах", не будешь есть мяса целый год».

"Традиция кровавого жертвоприношения, которая сохранилась еще в некоторых селах, вызывает настоящий шок у других христиан. Причиной сохранения обряда считается слишком ранее, в 301 году, принятие армянами христианства, вследствие чего языческое жертвоприношение вошло в канон армянской церкви",- говорит Левон Абрамян. После пасхального обеда веселое празднество продолжалось на природе - с играми, конными состязаниями и кострами. Соревновались и в разбивании крашеных яиц.

По словам художницы Лусине Агулеци, пасха имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области Армении традиции празднования. К праздничному столу обязательно надо было приготовить разные виды зелени, кутап - тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком, гату - изделие из теста со сладкой начинкой, а также рыбу, как символ этого дня, и плов с сушеными абрикосами, сливой и изюмом.

Традиции пасхального стола сохраняются и сегодня. Но армяне, сохраняя приверженность выполнению основных ритуалов, дополняют пасху новыми элементами. Во многих семьях армянский стол, наряду с зеленью и яйцами, украшен маленькими игрушечными цыплятами и божьими коровками, а яйца красятся не только в красный, но и в другие цвета. Вместо традиционной гаты, готовят куличи. То есть в восприятии этого праздника появились элементы, нехарактерные для армянской традиции. Видимо, это стало следствием усиления коммуникаций, возможности ознакомления с другими культурами. Может, что-то и изменилось по форме, но содержание этого дня, который несет веру, единение и добро, осталось неизменным.
42925 просмотров