Вестник Кавказа

Выборы в Турции: взгляд из Еревана

Сусанна Петросян, Ереван
Выборы в Турции: взгляд из Еревана
© Фото: Сайт президента Турции

Парламентские выборы в Турции 12 июня, завершившиеся победой правящей партии "Справедливость и развитие", в определенной степени всколыхнули армянский публичный дискурс, вновь напомнив о существовании армяно-турецкого процесса.

Напомним, что так называемый армяно-турецкий процесс сближения, начавшийся летом 2008 года и включающий в себя ряд встреч на высшем уровне, а также подписание в Цюрихе 10 октября 2009 года армяно-турецких протоколов, застопорился в начале прошлого года. Парламенты обеих стран так и не ратифицировали армяно-турецкие протоколы "Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой", подписанные в Цюрихе главами МИД Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давудоглу.

Тогда, год тому назад, некоторые армянские эксперты отметили, что процедура ратификации протоколов еще более утяжелила и осложнила и без того весьма проблемный процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией. Большинство же армянских экспертов были убеждены в том, что "затухание" армяно-турецкого процесса накануне выборов в Турции является вполне естественным и процесс может активизироваться лишь после завершения парламентских выборов в этой соседней стране. Таким образом, наблюдатели полагали, что процесс, первый этап которого был ознаменован подписанием протоколов, вновь актуализируется, но уже в 2011 году.

Однако нынешние развития как в самой Турции, так и в регионе Большого Среднего Востока, по сути, не подтвердили эти ожидания о начале второго этапа армяно-турецкого процесса, ибо Турция, впрочем, также как и Армения, не существует изолированно от остального мира.

Уже сегодня многие армянские наблюдатели, анализируя позицию Анкары по отношению к армяно-турецкому процессу, ссылаются именно на наличие у Турции более важных задач, нежели нормализация отношений с Арменией.

По оценке директора Центра региональных исследований Ричарда Гирагосяна, состоявшиеся 12 июня в Турции парламентские выборы ничего не изменили в подходах этой страны в вопросе установления дипломатических отношений с Арменией и нормализации армяно-турецких отношений. По его словам, в целом, общественное мнение в Турции склоняется в пользу нормализации отношений с восточным соседом. Однако нормализация отношений с Арменией и проблема Нагорного Карабаха на данный момент не имеют для властей Турции первостепенную важность: "Проблема курдов, Сирии и Ливии представляют для Турции больший интерес, чем Армения и Карабах. По данным опросов, наиболее дружественной страной турки считают Иран, а США и Израиль видят в числе недругов. Армения же не причисляется к недругам",- заявил Гирагосян. Подобную точку зрения о наличии у официальной Анкары таких первоочередных вопросов как проблема курдов, обеспечение принятия конституционных реформ, размещение более 10 тысяч беженцев из Сирии, выражают сегодня многие армянские эксперты.

Между тем, стержнем активизировавшегося после выборов публичного дискурса в Армении относительно перспектив развития армяно-турецких отношений является проблема Нагорного Карабаха. Так, по мнению директора института востоковедения, члена-корреспондента Национальной академии наук Армении Рубена Сафрастяна, турки выдвигают одно условие: пока не будет решен вопрос Карабаха, армяно-турецкая граница не будет открыта, и не будут установлены дипломатические отношения.

По убеждению тюрколога Артака Шакаряна, после выборов 12 июня в армяно-турецких отношениях ничего не изменится, ибо турки попытаются пойти на нормализацию отношений с Арменией, но каждый раз будут акцентировать интересы Азербайджана: "В парламенте Турции националистические силы имеют сильные позиции. Кроме того, в ходе предвыборной кампании представители правящей партии "Справедливость и развитие" неоднократно заявляли о том, что Азербайджан является стратегическим партнером Турции, и в вопросе Нагорного Карабаха никакого отступления не будет",- заявил Артак Шакарян.

По его словам, если на встрече президентов Армении и Азербайджана в Казани 25 июня будет зарегистрирован прогресс в вопросе мирного урегулирования Нагорно-карабахского конфликта, то это обстоятельство может стать стимулом для нормализации армяно-турецких отношений: "Для Турции карабахский вопрос и армяно-турецкие отношения взаимосвязаны".

Наблюдатели в Армении не ждут в ближайшей перспективе каких-либо подвижек, относящихся конкретно к перспективе армяно-турецких протоколов. Так, представитель традиционной армянской партии АРФ "Дашнакцутюн", ответственный офиса "Ай Дата" по политическим вопросам Киро Маноян, комментируя заявление новоизбранного депутата турецкого парламента Синана Огана, который не исключил возможности ратификации протокола об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией, заявил, что это нереально: "Протоколы логически связаны друг с другом и являются продолжением друг друга".

Характеризуя в целом, результаты прошедших недавно выборов в турецкий парламент, в Армении полагают, что Европа получила более сбалансированную, менее тяготеющую к исламу и имеющую парламент с 35 курдскими депутатами Турцию. По убеждению заместителя декана факультета востоковедения Ереванского госуниверситета Рубена Мелконяна, нынешний состав парламента можно рассматривать как "шаг в направлении Европы": "Сегодняшняя Турция претерпела некоторые изменения: военные не имеют прежней силы, а общество в достаточной мере восприняло модель правящей партии - умеренный ислам".

Наряду с тем, что сегодня большинство политиков и экспертов исключает любую перспективу реанимации турецко-армянского процесса. Присутствует и точка зрения о том, что в результате каких-то неожиданных событий, имеющих поворотное геополитическое значение, вопрос ратификации протоколов в Турции вновь станет актуальным.

В рамки этой логики укладывается и заявление премьер-министр Армении Тигран Саркисян, сделанное в ходе недавнего визита в Лондон о том, что Армения готова к установлению дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий: "Мы будем рады, если наши турецкие коллеги тоже придут именно к тому заключению, что в XXI веке иметь закрытые границы это нонсенс. Надеюсь, что Турция будет продолжать действовать в рамках, подписанных в Цюрихе в октябре 2009 года, протоколов, которые сводились к тому, что две страны должны установить нормальные отношения".
23400 просмотров