Вестник Кавказа

Арабскую весну сменит зима

Вчера пришли сообщения о гибели при штурме города Сирт бывшего лидера Ливии Муамара Каддафи. Предшествовавшие этому события в Ливии, а также в Тунисе и Египте, Сирии и других странах вызвали тревогу некоторых экспертов относительно того, что Запад решил взяться за демократизацию арабского мира. В этом году в обиход политиков, политологов и журналистов вошло выражение "арабская весна". Так по аналогии с «пражской весной» окрестили движение народов стран региона, требующих ухода из политики руководителей, неспособных к проведению кардинальных демократических реформ в интересах всех слоев населения. С конца прошлого года события на «большом» Ближнем Востоке не сходят с телеэкранов и первых полос газет.

Еще до гибели Каддафи президент института религии и политики, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко на площадке РИА Новости огласил свою точку зрения на происходящие процессы:

«Арабская весна» на Ближнем Востоке закончится тогда, когда наступит «арабская зима». Сейчас есть все свидетельства того, что эта «зима» уже наступает в форме создания священного союза монархических суннитских режимов. Главный вектор «арабской весны» – демократизация. Кто что бы ни говорил, а для ряда арабских стран, где еще остаются у власти монархические режимы, это означает движение в сторону республиканского устройства. Поэтому именно арабские монархические режимы являются движущей силой опережающей контрреволюции в арабском мире. Они противодействуют республиканизму, который имеет разные формы - от либеральной (американской и французской) до исламизированной турецкой. В этой ситуации они борются, в первую очередь, с призраком исламской революции по-ирански, которая предполагает религиозно-политическую и территориальную экспансию шиизма и иранское проникновение в арабский мир в форме расширяющегося шиитского полумесяца. На Ближнем Востоке формируется священный союз типа того, который был в 1815 году инициирован русским царем Александром I с целью взаимной поддержки христианских государей, христианских монархов, и к нему впоследствии присоединились все монархи континентальной Европы кроме турецкого султана и Римского папы.

Священный союз арабского мира начала XXI века, формируется за счет закрытой региональной организации, которая называется Союз сотрудничества арабских государств залива, в который, я напомню, входят как раз суннитские монархии. Это Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия. Далее для краткости мы будем называть это аравийским союзом. В настоящее время происходит прием в этот аравийский союз, который до этого времени считался закрытой организацией, Иордании и Марокко. По моему мнению, целью этого обновленного расширенного аравийского союза является именно противодействие тем революциям, которые происходят в арабском мире, и, я бы сказал, то, что можно назвать опережающей контрреволюцией. Эта опережающая контрреволюция осуществляется двумя методами.

Метод первый - экономическая, финансовая помощь и поддержка, которая оказывается членам аравийского союза. После событий в Бахрейне аравийский союз выделил достаточно большие суммы денег для Бахрейна, а также для Омана, который входит в этот союз. И Иордании, и Марокко предлагаются достаточно большие суммы экономической помощи и поддержки. Это и беспроцентные кредиты, это и просто элементарная экономическая помощь в надежде на то, что можно будет провести социальные и экономические реформы в этих странах, которые собьют волну протестов.

Второй метод, который тоже применяется для подавления революционных выступлений, это вооруженное вмешательство одних членов союза в дела других его членов. И здесь таким образцом может быть Бахрейн, который после известных событий, которые можно считать своего рода шиитской революцией, или шиитским восстанием. Когда происходили эти события, были введены войска, так называемая «броня полуострова», в Бахрейн и силой саудовских и эмиратских армейских подразделений это восстание было подавлено.

Есть другой способ реализации контрреволюции. Примером здесь является Ливия. Ливийский кризис трактуется комментаторами, исследователями, экспертами как война, которую против ливийского народа в одних интерпретациях, или против полковника Каддафи в других интерпретациях, ведет Запад, более конкретно НАТО, а еще более конкретно некоторые натовские государства. Но инициатором ливийского кризиса явился аравийский союз. Вспомним что первым, главным инициатором создания бесполетной зоны над Ливией был никто иной как аравийский союз. Именно союз сотрудничества арабских государств Персидского залива потребовал создать эту зону. Это требование было поднято в Лигу арабских государств, которая обратилась в ОООН и в Совбез, который принял соответствующее решение. И вся эта заваруха в Ливии началась под очень интересными флагами. Это были знамена Ливийского королевства, которое уничтожил тогда Каддафи, создав на его месте то, что позже в конце 1970-х годов было названо Ливийской Джамахирией.

Эту войну можно рассматривать как борьбу за восстановление суннитской монархии в Ливии. Все события указывают на то, что вопрос с формой государственного режима в Ливии не закрыт. Совсем не исключено, что на части Ливии или во всей Ливии будет монархический режим. Разные страны аравийского союза играют очень большую роль, а в самом начале всех этих событий (когда все считали, что события будут лавинообразными, такими как в Тунисе или в Египте, что Каддафи не протянет столько, сколько он протянул) объявился наследник престола синуситов, который сказал, что готов вернуться в Ливию, восстановить права своей династии, и там его якобы ждет, ливийский народ.

Что касается Сирии, то в настоящее время там происходит конкурентная борьба между Саудовской Аравией и Ираном. Эту «антиасадовскую» революцию вполне можно рассматривать как революцию суннитскую, или контрреволюцию, потому что где заканчивается революция и начинается контрреволюция, сложно сказать, и мы все время говорим об опережающей контрреволюции, против шиитов, алавитов, против иранского влияния и против иранского проникновения, о котором так много говорят в суннитской аравийской среде.

Мы имеем дело в ряде случаев с фантомами, если можно так выразиться, с иллюзиями. Очень хорошо журналисты продемонстрировали, как эти иллюзии использовались в ливийском кризисе. Там, говорят, даже были какие-то постановочные фотокадры. Просто говорят, что есть иранское проникновение, говорят, что Иран в ближайшее время соорудит атомную бомбу, и исходя из этого, стрит свою политику.

Можно дальше говорить и о Йемене, и о Египте, потому что эта линия, которую мы очень пунктирно, в общих чертах наметили, она проявляется и там. Скажем, в Йемене, который не является членом аравийского союза, но ведет переговоры о вступлении в этот союз с 2005 года. В Йемене наблюдается явное стремление убрать из власти шиита, президента Салеха. Он чрезвычайно ловкий политик, ловкий в хорошем смысле этого слова, и он играет на противоречии между Саудовской Аравией и Ираном. Оппозиция там крайне неоднородна. Если бы она была чисто суннитской или чисто шиитской, может быть, все было бы проще, но там есть и сунниты, и шииты в оппозиции. Причем шииты продемонстрировали свои возможности, когда совершили поход даже на территорию Саудовской Аравии – армии королевства они там нанесли тяжелое поражение.

Сейчас усиливаются связи, в том числе военно-политические, между аравийскими государствами, в первую очередь, Саудовской Аравией, и Пакистаном. Я не исключаю, что это преследует такую цель как взятие в клещи Ирана.

Подробнее см. ВК http://www.vestikavkaza.ru/video/?page=2&ID=43531
15715 просмотров