Вестник Кавказа

Алихан Самедов: "Балабан - это достояние всего мира"

Фуад Сафаров

Его музыку можно услышать в телепередачах, документальных и художественных фильмах. Родившись в Азербайджане, мастер исполнения песен на национальном духовом музыкальном инструменте - балабане Алихан Самедов добился признания далеко за пределами своей родины.  Ныне проживающий в Турции знаменитый музыкант в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о своем творчестве и о всемирной любви к балабану.

- Как вы стали всемирно известным музыкантом?

- Я родился в Сумгаите. С детства был интерес к музыке. Даже мои соседи и друзья знали, что я стану музыкантом. В детстве, если кому-то из моих знакомых попадался в руки музыкальный инструмент, то его приносили мне. Бывало, что я играл на инструментах, которых не видел никогда в жизни. Всех удивляло, как это у меня получается. Тогда мне казалось, что этому может научиться каждый. Только потом я понял, что это дар, который дан не каждому.

Так наш дом по очереди пополнился нагарой, гармонью, балабаном и т.д. Я ради того, чтобы научиться играть на всех инструментах, нередко отказывался выходить  во двор к сверстникам. Уже с тех пор моими постоянными игрушками стали музыкальные инструменты. По сей день я могу исполнять мелодии на 18 музыкальных инструментах.

Потом судьба привела меня в Турцию. 25 лет как стараюсь популяризировать балабан по всему миру. Выпустил восемь дисков с авторской музыкой, книгу "Метод балабана", в музыкальные альбомы в разных странах мира входили произведения в моем исполнении, а в документальных и художественных фильмах звучала авторская музыка.

- Какому народу принадлежит балабан?

- Я об этом писал в своей книге "Метод балабана". В разных частях планеты балабан называют по-разному. В Азербайджане и Дагестане - балабан, в Китае - гюанзи, в Армении - дудук, в Грузии - дудуки, в Турции - балабан или мей, в Японии - хичирики, в Корее - хянпири, в Узбекистане - буламон. Этот инструмент очень распространен у кавказских народов, да и в других постсоветских республиках.  Я считаю, что балабан, это инструмент, являющийся достоянием всего мира. Поверьте, по всему миру на нем играют, и очень много желающих научиться нем играть.

- В России пользуется успехом азербайджанская мелодия "Сен гелмез олдун" в вашем исполнении на балабане. Ее чаще всего можно услышать на телевидении или в фильмах. С чем можете объяснить такую любовь к этой песне? 

- В России во все времена ценили высокое искусство, а красивые мелодии наподобие "Сен гелмез олдун" все стараются внести в свой репертуар. Нет человека, который не был бы очарован этой мелодией. Красивая музыка не знает границ, ее слушают везде  и Россия - не исключение. Эта мелодия настолько полюбилась, что во многих городах России некоторые народы пытаются присвоить мое исполнение и зачастую, изменив несколько нот, распространяют в интернете как свое авторское произведение.  

- Собираетесь ли вы выступить с концертом в Москве?

- В большинстве стран Европы я выступал с концертными программами, встречался со своими поклонниками в Японии и в Сингапуре. Ко мне обращались несколько организаторов с просьбой дать концерт в Москве. Но их предложения не совсем меня устроили, поэтому не получилось договориться. Сейчас идут переговоры, и есть вероятность, что я дам концерт в Москве в ноябре или в декабре.

В России Алихан Самедов прославился исполнением на балабане известной азербайджанской песни "Сен гелмез олдун" ("Ты так и не пришла"). Песню, написанную еще в советское время азербайджанским композитором-любителем Алекпером Тагиевым на слова поэтессы Медины Гюльгюн исполняли не только в Азербайджане, но и во многих постсоветских странах, а также в Турции. На балабане эта композиция звучит мелодичнее всего. В шоу "Ледниковый период" под эту музыку в исполнении Алихана Самедова выступали Алена Бабенко и Роман Костомаров. Мелодия звучит также в песне Согдианы "Вспоминай меня" и в песне Бьянки "Измена". В 2012 году российская певица Сати Казанова включила песню в свой репертуар, исполнив ее на азербайджанском языке.

39505 просмотров